Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 801670-7 "О внесении изменений в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона направлен на дальнейшее формирование благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, а также на создание дополнительных гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.
Сложившаяся и широко распространенная практика применения органами предварительного следствия и судами ст. 210 УК РФ демонстрирует необоснованность предъявления обвинения в ее совершении в отношении данной категорий лиц. Проектом предусмотрено внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на уточнение положений, касающихся привлечения к ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) и участия в нем (ней). В частности, в этих целях проектом Федерального закона предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие установление запрета дополнительной квалификации по статье 210 УК РФ действий лиц, подозреваемых или обвиняемых в:
1.) отдельных преступлениях, совершенных в сфере предпринимательства.
Потребность в указанных изменениях обусловлена необходимостью обеспечения и защиты основополагающих конституционных прав личности, в частности гарантий права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), исполнения норм и общепризнанных принципов международного права, повышения уровня эффективности и законности уголовного преследования в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно действующей редакции ч. 4 ст. 35 УК РФ под преступным сообществом понимается "структурированную организованную группу или объединение организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды". Указанное определение частично соответствует понятию организованной преступной группой, содержащемуся в Конвенции Организации объединенных наций против транснациональной организованной преступности, принятой 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
Однако следственная и судебная практики показывают, что существующее широкое толкование указанных норм позволяет органам предварительного расследования искусственно применять ст. 210 УК РФ (Создание преступного сообщество (преступной организации) или участи в нем (ней)) к лицам, создавшим или учредившим юридическое лицо и подозреваемым или обвиняемым в преступлениях, совершенных при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Предъявление дополнительного обвинения по ст. 210 УК РФ учредителю, руководителю или иному лицу, обладающему управленческими полномочиями в организации, которая лишь формально подпадает под признаки преступного сообщества ввиду наличия в ее внутренней структуре самостоятельных подразделений или отделов, позволяет правоохранительным органам внешне строго в рамках закона обходить прямой запрет, установленный ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, и применять в отношении указанных лиц меру пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, учитывая, что преступления, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 210 УК РФ, относятся к категории особо тяжких преступлений, их дополнительное вменение подозреваемому или обвиняемому практически исключает вероятность избрания иной меры пресечения и дает возможность содержать указанных лиц под стражей до полутора лет (до окончания предварительного расследования) и свыше 6 месяцев (в период судебного производства). Такое расширительное толкование нормы Уголовного кодекса также позволяет привлекать к уголовной ответственности бенефициарных владельцев юридических лиц в случаях, если не удается собрать достаточное количество доказательств их причастности к основным преступлениям, в которых обвиняются руководители (или номинальные руководители) организации, поскольку сам факт их участия в создании и регистрации юридического лица формально образует состав преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ;
2.) отдельных преступлениях, совершенных в сфере экономики.
Для того, чтобы оградить предпринимателя от необоснованного заключения под стражу Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ введена ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ (в ред. Федеральных законов от 07.04.2010 N 60-ФЗ, от 29.11.2012 N 207-ФЗ), требования которой систематически игнорируются следственными и судебными органами. Обоснование причины невозможности ее применения отсутствует, указывается лишь на то, что "деяние не может быть отнесено к сфере предпринимательской деятельности, понятие которой определено в части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога" обращено внимание судов на предусмотренные законом особенности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 7). А именно, при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159-159.6, 160 и 165 УК РФ, суд во всех случаях должен выяснить, в какой сфере деятельности совершено преступление.
В этой связи предлагается исключить возможность дополнительного вменения ст. 210 УК РФ при квалификации действий подозреваемых или обвиняемых по ряду статей УК РФ о преступлениях в сфере экономики без обязательного указания на их совершение в сфере предпринимательской деятельности в целях недопущения злоупотреблений со стороны судебно-следственных органов;
3.) в совершении тяжких преступлений, предусмотренных Разделом VIII УК РФ, за исключением статей 161-163 УК РФ.
Установив подобное исключение для применения ст. 210 УК РФ при совершении тяжких преступлений Раздела VIII УК РФ, автоматически, как особо тяжкие, будут исключены из этого списка ч.ч. 3 и 4 ст. 162 УК РФ (разбой), ч. 3 ст. 163 (вымогательство), ч. 2 ст. 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность), ч. 4 ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), ч.ч. 2, 3 ст. 186 УК РФ (изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), ч. 4 ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), ч. 3 ст. 200.2 (контрабанда алкогольной продукции), ч. 6 ст. 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок), ч. 8 ст. 204 (коммерческий подкуп), как относящиеся к категории особо тяжких.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Экономический эффект от внесения изменений в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации очевидно будет иметь место за счет снижения затрат на содержание в СИЗО предпринимателей, что осуществляется за счет бюджетных средств, а также получения реабилитации в случае, если предъявленное обвинение не поддерживается судом. Экономический эффект требует дополнительного анализа и расчета на основании статистических данных.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.