Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 801834-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части уточнения условий выплаты пособия по безработице и с учетом дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)" (далее - проект федерального закона) разработан в целях повышения эффективности социальной поддержки безработных граждан - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также стимулирования их к активному поиску работы в свободное от учебы время уже с возраста 14 лет.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях) впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) по условиям абзаца первого части 2 статьи 34.1 Закона о занятости населения, вышеуказанным лицам, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных. Дети из данной категории, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими).
Необходимость внесения изменений в статью 34.1 Закона о занятости населения и статью 9 Закона о дополнительных гарантиях вызвана участившимися в последнее время обращениями в суд детей-сирот, свидетельствующими о неоднозначном прочтении данного абзаца.
При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст. 34, 34.1).
Согласно решениям Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2017 (по делу N 2-5096/2017), от 12.12.2018 (по делу N 2-4990/2017), от 15.02.2018 (по делу N 2-345/2018), от 31.01.2018 (по делу N 2-673/2018), если дети-сироты имеют статус обучающегося, на учете в службе занятости в качестве безработного не состояли, то трудовая деятельность в этот период является временным трудоустройством. Таким образом, суды определяют данный период как трудовую адаптацию.
Проектом федерального закона предлагаются к внесению изменения условий назначения выплаты пособия по безработице, позволяющие упорядочить возможность получения пособия для всех лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имели временную занятость во время прохождения очного обучения, а не только для тех, кто работал по направлению службы занятости населения. Таким образом, требование Закона о занятости населения создаст равные условия получения пособия в повышенном размере для всех детей-сирот, не разделяя их права, а также повысит уровень доступности социальной поддержки указанной категории граждан.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, относится к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданное полномочие).
Финансовое обеспечение переданного полномочия осуществляется за счет субвенции, предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2019 N 277 утверждена "Методика определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (далее - Методика).
В соответствии с Методикой размер субвенции определяется путем суммирования предполагаемых затрат по видам социальных выплат (пособие по безработице, стипендия в период прохождения обучения по направлению службы занятости, материальная помощь, возмещение расходов Пенсионному фонду по выплате пенсий назначенных досрочно).
Расчет объемов затрат на осуществление социальных выплат гражданам категорий дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отдельно Методикой не предусмотрен. Данные расходы учтены в общем объеме затрат на эти цели.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предполагает выделение дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует внесения изменений в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.