Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 802507-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов положены показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (базовый вариант), разработанного Минэкономразвития России (письмо от 27 августа 2019 г. N 28547-ПБ/Д03и) (далее - прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года), с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) за 2018 год, а также данные Фонда о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2018 год.
При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года:
фонд заработной платы: на 2020 год - 25 909 млрд. рублей, на 2021 год - 27 591 млрд. рублей и на 2022 год - 29 545 млрд. рублей;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2020 год - 48 942 рубля, на 2021 год - 51 904 рубля, на 2022 год - 55 295 рублей;
индекс потребительских цен: на 2019 год - 103,8%, на 2020 год - 103,0%, на 2021 год - 104,0%, на 2022 год - 104,0%.
В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 - 2022 годы, превышает темп роста индекса потребительских цен, который применяется при индексации размеров страховых выплат.
Законопроектом предлагается установить, что в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2019 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II или III группы.
Статьей 2 законопроекта предусматривается распространение указанной льготы в 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, так же, как и в 2019 году.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2020 году составит 108,7 млрд. рублей, в 2021 году - 112,8 млрд. рублей, в 2022 году - 117,2 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на доставку и пересылку страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (с 1 января 2020 г. - 100 512,29 рубля, с 1 февраля 2020 г. - 104 331,76 рубля, с 1 февраля 2021 г. - 107 461,71 рубля и с 1 февраля 2022 г. -111 760,18 рубля), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2020 - 2022 годах - 1 млн. рублей).
При расчете расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний учтены ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 30% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных страхователем в предшествующем календарном году на выплату обеспечения по страхованию, при условии направления страхователями дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством).
При расчете расходов на ежемесячные и единовременные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат с 1 февраля соответствующего года на индекс потребительских цен за предшествующий год: в 2020 году - 1,038 (по 2019 году), в 2021 году - 1,03 (по 2020 году), в 2022 году - 1,04 (по 2021 году).
В 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов при сохранении таких же, как и в 2019 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит в 2020 году 133,8 млрд. рублей, в 2021 году - 142,4 млрд. рублей, в 2022 году - 152,5 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом других расходов, предусмотренных законодательством.
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2020 - 2022 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
|
Единица измерения |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Общегосударственные вопросы |
тыс. рублей |
11 857 253,6 |
12 496 549,6 |
12 739 518,3 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 951,3 |
4 035,7 |
4 123,5 |
Обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации в рамках основного мероприятия "Развитие международного сотрудничества в сфере социальной поддержки граждан" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
3 951,3 |
4 035,7 |
4 123,5 |
Другие общегосударственные вопросы |
тыс. рублей |
11 853 302,3 |
12 492 513,9 |
12 735 394,8 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
11 672 703,4 |
12 046 682,6 |
12 513 167,9 |
Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры и иных объектов, в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
180 598,9 |
445 831,3 |
222 226,9 |
Образование |
тыс. рублей |
41 461,3 |
41 461,3 |
41 461,3 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
тыс. рублей |
41 461,3 |
41 461,3 |
41 461,3 |
Социальная политика |
тыс. рублей |
96 805 463,5 |
100 270 602,9 |
104 431 182,7 |
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
96 286 819,5 |
99 733 842,3 |
103 875 736,9 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках основного мероприятия "Предоставление пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
3 064 574,3 |
3 242 316,0 |
3 430 359,7 |
общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в году (на основании данных за 2018 год) |
тыс. дней |
2 662,0 |
2 662,0 |
2 662,0 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в 2020 - 2022 годах рассчитан на основании фактического среднего дневного размера данного пособия в 2018 году (968,08 рублей) и дальнейшего его роста из года в год в соответствии с темпом роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года (в 2019 году - 1,092). |
рублей |
1 151,23 |
1 218,00 |
1 288,64 |
коэффициент роста среднего размера дневного пособия с учетом коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года. |
|
1,089 |
1,058 |
1,058 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в году: |
тыс. рублей |
3 064 574,3 |
3 242 316,0 |
3 430 359,7 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием в году ? общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями |
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты в рамках основного мероприятия "Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
1 625 918,1 |
1 638 663,6 |
1 655 462,4 |
средний размер единовременной страховой выплаты по страховым случаям с утратой трудоспособности в году: максимальная сумма для определения размера единовременной страховой выплаты в году х 0,406, где: |
рублей |
42 229,47 |
43 523,56 |
45 229,20 |
индекс потребительских цен в году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года (в 2019 году - 103,8%) |
|
1,030 |
1,040 |
1,040 |
коэффициент индексации максимальной суммы для определения размера единовременной страховой выплаты застрахованному с 1 февраля в году |
|
1,038 |
1,030 |
1,040 |
Размер максимальной суммы для определения размера единовременной страховой выплаты застрахованному: |
рублей |
|
|
|
в январе |
рублей |
100 512,29 |
104 331,76 |
107 461,71 |
в феврале - декабре |
рублей |
104 331,76 |
107 461,71 |
111 760,18 |
в среднем по году |
рублей |
104 013,47 |
107 200,88 |
111 401,97 |
0,406 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к максимальной сумме для определения размера единовременной страховой выплаты (на уровне значения за 2018 год) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне значения за 2018 год с учетом числа лиц, имеющих право на получение страховой выплаты при страховом случае со смертельным исходом |
выплат |
11 059 |
11 059 |
11 059 |
В том числе число единовременных выплат по страховым случаям со смертельным исходом в году с учетом числа лиц, имеющих право на их получение (на основании данных за 2018 год). В 2020 - 2022 годах рассчитано по формуле: 1 881 - (1 881 х 35,74%) = 1 210, |
случаев |
1 210 |
1 210 |
1 210 |
где: 1 881 - число случаев со смертельным исходом в 2018 году; 35,74% - прогнозируемый процент случаев, по которым не будет осуществляться выплата в связи с отсутствием иждивенцев (на основании данных за 2018 год) |
|
|
|
|
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на ее получение при страховом случае со смертельным исходом |
рублей |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с учетом страховых случаев со смертельным исходом в году (сумма расходов на единовременные страховые выплаты в году/число единовременных страховых выплат с учетом числа лиц, имеющих право на их получение, в году) |
рублей |
147 022,16 |
148 174,66 |
149 693,68 |
Сумма ассигнований на единовременные страховые выплаты в году (средний размер единовременной страховой выплаты в году число единовременных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
1 625 918,1 |
1 638 663,6 |
1 655 462,4 |
Ежемесячные страховые выплаты в рамках основного мероприятия "Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
62 592 784,1 |
65 278 808,0 |
68 687 455,5 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году: Средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2020 году рассчитывается по формуле: 11 273,12 х (1 + 11 х 1,038)/12 х 1,015, где: 11 273,12 рубля - ожидаемый средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2019 году: 10 685,34 х (1 + 11 х 1,043)/12 х 1,015, где: 10 685,34 рублей - средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2018 году; |
рублей |
11 840,79 |
12 348,91 |
12 993,73 |
1,043 - индекс потребительских цен в 2018 году; 1,038 - индекс потребительских цен в 2019 году; 1,015 - коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат; в 2021 и 2022 годах средний размер ежемесячной страховой выплаты рассчитывается исходя из размера выплаты в феврале - декабре предшествующего года с учетом индексации ее размера с февраля текущего года на индекс потребительских цен предшествующего года |
|
|
|
|
индекс потребительских цен в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2022 года |
|
1,030 |
1,040 |
1,040 |
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат |
|
1,015 |
1,015 |
1,015 |
Число ежемесячных страховых выплат в году (на уровне значений за 2018 год) |
тыс. выплат |
5 286,20 |
5 286,20 |
5 286,20 |
Доставка и пересылка страховых выплат в рамках основного мероприятия "Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
227 976,4 |
237 557,0 |
249 717,4 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
227 976,4 |
237 557,0 |
249 717,4 |
процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году |
% |
0,355 |
0,355 |
0,355 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
28 580 282,6 |
29 079 921,2 |
29 694 758,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
11 420 291,1 |
11 892 995,6 |
12 383 816,0 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
17 159 991,5 |
17 186 925,6 |
17 310 942,1 |
Субсидии центрам реабилитации |
тыс. рублей |
195 284,0 |
256 576,5 |
157 983,8 |
Охрана семьи и детства |
тыс. рублей |
754,7 |
741,6 |
741,6 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
12 780,7 |
12 780,7 |
12 780,7 |
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
505 108,6 |
523 238,3 |
541 923,5 |
Всего расходов |
тыс. рублей |
108 704 178,4 |
112 808 613,8 |
117 212 162,3 |
Средства на финансовое обеспечение покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда, предусматриваются в объеме не более одной двадцать четвертой общего объема расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
4 529 340,8 |
4 700 358,9 |
4 883 840,1 |
II. Доходы от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Размер среднего тарифа по видам экономической деятельности (далее - средний тариф страховых взносов) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска составляет 0,5%.
|
Единица измерения |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Средний тариф страховых взносов в 2020 - 2022 годах |
% |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
Фонд заработной платы в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России до 2022 года |
млрд. рублей |
25 909,0 |
27 591,0 |
29 545,0 |
Коэффициент корректировки фонда заработной платы для начисления страховых взносов на 2020 год прогнозируется в размере 1,038 (фонд заработной платы, на который начислены страховые взносы за 2018 год, 24 048 млрд. рублей/фонд заработной платы в 2018 году в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год 23 165,0 млрд. рублей). В 2021 - 2022 годах принят на уровне прогнозируемого значения на 2020 год - 1,038 |
|
1,038 |
1,038 |
1,038 |
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России до 2022 года и коэффициент корректировки фонда заработной платы |
млрд. рублей |
26 893,5 |
28 639,5 |
30 667,7 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,991 |
0,991 |
0,991 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году средний тариф страховых взносов в году коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. рублей |
133 257 292,5 |
141 908 722,5 |
151 958 453,5 |
Сумма пеней и штрафов (0,37% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне значения за 2018 год) |
тыс. рублей |
493 100,0 |
525 100,0 |
562 200,0 |
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс. рублей |
133 750 392,5 |
142 433 822,5 |
152 520 653,5 |
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Принятие Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Принятие Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.