Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 802540-7 "О внесении изменений в отдельные федеральные законы по вопросу назначения на должность уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и досрочного прекращения полномочий указанных лиц"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные федеральные законы по вопросу назначения на должность уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и досрочного прекращения полномочий указанных лиц" подготовлен в целях устранения имеющегося правового пробела в процедуре согласования кандидатуры для назначения на должность и согласования досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ соответственно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Действующим законодательством не предусмотрены порядок согласования представленной субъектом РФ кандидатуры, сроки согласования, направляемые документы. Законодательно не определены и возможные основания отказа в согласовании представленной кандидатуры, возможность представления "несогласованной" кандидатуры повторно.
Аналогичная ситуация и с досрочным прекращением полномочий уполномоченных в субъекте РФ, требующим проведение консультаций или согласования с соответствующим федеральным Уполномоченным. Необходимость законодательного урегулирования обозначенных вопросов признается и на федеральном уровне.
Распоряжением Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 16 октября 2015 года N 70 утверждено Положение о согласовании кандидатур на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, проведении консультаций о досрочном прекращении его полномочий. Однако данный документ официально не опубликован и не зарегистрирован в Минюсте РФ, не предусмотрены действующим законодательством и полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на его принятие.
Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, исходя из методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", является таким коррупциогенным фактором, как широта дискреционных полномочий.
В целях устранения имеющегося правового пробела подготовленным проектом федерального закона предлагается наделить федеральных Уполномоченных правом устанавливать порядок и сроки согласования кандидатур, представленных субъектом РФ, а также порядок и сроки согласования досрочного прекращения полномочий (проведения консультаций по вопросу досрочного прекращения полномочий), региональных уполномоченных, определить случаи, когда такое согласование не требуется по объективным причинам (смерть уполномоченного, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, а также в ряде иных случаев).
Кроме того, считаем необходимым законодательно закрепить, что основанием отказа в согласовании представленной субъектом Российской Федерации кандидатуры является несоответствие данной кандидатуры требованиям, установленным федеральным законодательством, законом субъекта РФ, наличие иных сведений об обстоятельствах, препятствующих назначению (избранию) представленной кандидатуры.
Наличие данной нормы позволит субъекту РФ получить мотивированный отказ в отношении представленной кандидатуры и исключит возможность произвольного отказа в согласовании той или иной кандидатуры.
В соответствии с принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона N 573725-7 "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации новый уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации должен быть назначен (избран) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (часть 6 статьи 8 законопроекта).
В целях обеспечения единого подхода в вопросах назначения региональных уполномоченных предлагаем аналогичное требование о сроках назначения уполномоченных в случае досрочного прекращения полномочий установить в отношении уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ и уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
Установление процедуры согласования кандидатуры для назначения на должность и согласования досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ позволит исключить имеющуюся правовую неопределенность и будет способствовать стабильности в деятельности указанных региональных институтов в целях обеспечения гарантий защиты прав и свобод соответствующих категорий граждан в каждом субъекте РФ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные федеральные законы по вопросу назначения на должность уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и досрочного прекращения полномочий указанных лиц"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные федеральные законы по вопросу назначения на должность уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и досрочного прекращения полномочий указанных лиц" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные федеральные законы по вопросу назначения на должность уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и досрочного прекращения полномочий указанных лиц"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные федеральные законы по вопросу назначения на должность уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации и досрочного прекращения полномочий указанных лиц" потребует принятия Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей актов, регулирующих порядок и сроки согласования кандидатуры для назначения на должность и согласования досрочного прекращения полномочий соответственно уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребенка и уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.