Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - проект федерального закона) подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Формирование бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2020 - 2022 годы осуществлено на основе положений налогового законодательства и законодательства по обязательному социальному страхованию с учетом исполнения Фондом функций и задач, установленных федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других законов, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС).
Исходной базой составления бюджета Фонда являются среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант), представленный письмом Минэкономразвития от 27 августа 2019 г. N 28547-ПБ/Д03и, показатели отчета об исполнении бюджета Фонда за 2018 год, оценка исполнения бюджета за 2019 год и прогноз рождаемости.
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов использованы следующие показатели:
фонд заработной платы на 2018 год - 23 165 млрд. рублей, на 2019 год - 24 569 млрд. рублей, на 2020 год - 25 909 млрд. рублей, на 2021 год - 27 591 млрд. рублей и на 2022 год - 29 545 млрд. рублей;
индекс потребительских цен на 2018 год - 104,3%, на 2019 год - 103,8%, на 2020 год - 103,0%, на 2021 год - 104,0% и на 2022 год - 104,0%;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2018 году - 43 724 рубля, в 2019 году - 46 432 рубля, в 2020 году - 48 942 рубля, в 2021 году - 51 904 рубля, в 2022 году - 55 295 рублей;
численность родившихся: на 2020 год - 1 587,6 тыс. человек, на 2021 год - 1 587,5 тыс. человек, на 2022 год - 1 584,4 тыс. человек.
Доходная часть бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сформирована в соответствии с нормами главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов определены в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
(млн. рублей) | |||
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Доходы - всего |
811 577,9 |
821 126,2 |
936 482,0 |
Расходы - всего |
788 108,4 |
831 396,4 |
873 961,8 |
Профицит (+) / дефицит (-) |
23 469,5 |
-10 270,2 |
62 520,2 |
Доходы бюджета Фонда прогнозируются:
на 2020 год - в сумме 811 577,9 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 604 356,5 млн. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 4 310,0 млн. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 146 564,6 млн. рублей; средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из федерального бюджета - 43 988,6 млн. рублей и из бюджета ФОМС - 16 668,2 млн. рублей;
на 2021 год - в сумме 821 126,2 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 604 766,6 млн. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 4 590,0 млн. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 155 356,1 млн. рублей; средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из федерального бюджета - 44 336,7 млн. рублей и из бюджета ФОМС - 16 666,8 млн. рублей;
на 2022 год - в сумме 936 482,0 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 706 985,5 млн. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 4 920,0 млн. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 168 131,1 млн. рублей; средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета, - 44 731,3 млн. рублей и из бюджета ФОМС - 16 634,0 млн. рублей.
В 2020 году и в плановый период 2021 и 2022 годов предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков: на 2020 год - в сумме 4 310,0 млн. рублей, на 2021 год - в сумме 4 590,0 млн. рублей и на 2022 год - в сумме 4 920,0 млн. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
Распределение бюджетных ассигнований, передаваемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМС, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов приведено в приложении N 1 к пояснительной записке.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, предусматриваются:
на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах сверх размеров, установленных законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: в 2020 году - 14,6 млн. рублей, в 2021 году - 15,5 млн. рублей и в 2022 году - 16,4 млн. рублей;
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (исходя из установленных бюджетных назначений): в 2020 году - 33 265,1 млн. рублей, в 2021 году - 33 299,0 млн. рублей, в 2022 году - 33 339,6 млн. рублей, включая административные расходы в 2020 году - 980,4 млн. рублей, в 2021 году - 1 009,1 млн. рублей и в 2022 году - 1 049,4 млн. рублей;
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов: в 2020 году - 98,4 млн. рублей, в 2021 году - 104,1 млн. рублей и в 2022 году - 110,2 млн. рублей;
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов: в 2020 году - 0,030 млн. рублей, в 2021 году - 0,032 млн. рублей и в 2022 году - 0,033 млн. рублей;
на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами: в 2020 году - 4 989,7 млн. рублей, в 2021 году - 5 294,0 млн. рублей и в 2022 году - 5 638,1 млн. рублей;
на осуществление компенсационных выплат некоторым категориям граждан Российской Федерации: в 2020 году - 10,2 млн. рублей, в 2021 году - 10,6 млн. рублей и в 2022 году - 10,6 млн. рублей;
на осуществление капитализированных повременных платежей: в 2020 году - 71,2 млн. рублей, в 2021 году - 74,1 млн. рублей и в 2022 году - 77,1 млн. рублей;
на реализацию мер социальной поддержки граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, включая проезд к месту лечения и обратно, - 5 539,3 млн. рублей ежегодно.
Межбюджетный трансферт из бюджета ФОМС предусмотрен в 2020 году в объеме 16 668,2 млн. рублей, в 2021 году - 16 666,8 млн. рублей и в 2022 году - 16 634,0 млн. рублей. Указанный объем средств определен с учетом стоимости родового сертификата в размере 12 тыс. рублей.
Бюджет Фонда сформирован в 2020 году с профицитом в сумме 23 469,5 млн. рублей, в 2021 году с дефицитом в сумме 10 270,2 млн. рублей и в 2022 году с профицитом в сумме 62 520,2 млн. рублей.
В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет Фонда формируется в 2020 году с дефицитом в сумме 14 390,9 млн. рублей, в 2021 году - 52 817,7 млн. рублей, в 2022 году с профицитом в сумме 11 601,3 млн. рублей и сбалансирован:
в 2020 году с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 14 390,9 млн. рублей;
в 2021 году с учетом использования остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 325,7 млн. рублей и остатка денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 35 492,0 млн. рублей.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом в 2020 году в сумме 37 860,5 млн. рублей, в 2021 году - 42 547,5 млн. рублей и в 2022 году - 50 918,9 млн. рублей.
Доходы
В проекте бюджета Фонда предусматривается поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2020 году в сумме 615 181,1 млн. рублей, в 2021 году - 655 122,9 млн. рублей и в 2022 году - 701 507,8 млн. рублей.
При определении указанных объемов страховых взносов расчеты произведены исходя из:
базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год 912 тыс. рублей в 2020 году, 968 тыс. рублей в 2021 году и 1 031 тыс. рублей в 2022 году;
следующих тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков:
(процентов) | |||
Наименование плательщиков |
Тариф страхового взноса |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
Для всех плательщиков, за исключением плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Иностранные граждане, работающие в Российской Федерации |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
Организации со статусом участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Организации, являющиеся резидентами территории опережающего социально-экономического развития |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Организации, являющиеся резидентами свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Организации, осуществляющие производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Доходы от страховых взносов определены путем применения установленного размера тарифа к соответствующему застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента полноты сбора страховых взносов. Коэффициент полноты сбора страховых взносов прогнозируется на 2020 - 2022 годы на уровне 0,9993.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов принят средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,50% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2020 год в объеме 133 750,4 млн. рублей, на 2021 год - 142 433,8 млн. рублей и на 2022 год - 152 520,7 млн. рублей.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят на 2020 - 2022 годы на уровне 0,991.
Параметры доходов бюджета Фонда приведены в приложении N 2 к пояснительной записке.
Расходы
Расходы бюджета Фонда предусмотрены:
на 2020 год - в сумме 788 108,4 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 618 747,4 млн. рублей (или 78,5% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 108 704,2 млн. рублей (или 13,8% от общих расходов);
на 2021 год - в сумме 831 396,4 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 657 584,3 млн. рублей (или 79,1% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 112 808,6 млн. рублей (или 13,6% от общих расходов);
на 2022 год в сумме 873 961,8 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 695 384,3 млн. рублей (или 79,6% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 117 212,2 млн. рублей (или 13,4% от общих расходов).
Расходы на исполнение отдельных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФОМС предусмотрены на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в объемах соответствующих поступлений.
Распределение расходов бюджета Фонда по разделам бюджетной классификации предусматривается следующим образом: по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" в 2020 году - 26 602,6 млн. рублей, в 2021 году - 27 662,6 млн. рублей, в 2022 году - 28 480,8 млн. рублей; по разделу 07 "Образование" - 90,1 млн. рублей по всем годам; по разделу 10 "Социальная политика" - 761 415,6 млн., 803 643,7 млн. и 845 390,8 млн. рублей соответственно.
I. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
В соответствии с нормами указанного Федерального закона произведен расчет расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2018 год, ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2019 году и с учетом прогнозируемого роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и предельного размера пособия.
1.1. При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособий исходя из стажевых периодов:
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||
До 5 лет |
60 |
41 976,98 |
44 400,66 |
46 974,25 |
От 5 лет до 8 лет |
80 |
55 969,31 |
59 200,88 |
62 632,33 |
Свыше 8 лет |
100 |
69 961,64 |
74 001,10 |
78 290,41 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2020 год в сумме 298 662,3 млн. рублей, на 2021 год - 315 985,2 млн. рублей, на 2022 год - 334 311,6 млн. рублей на оплату 305,95 млн. дней ежегодно.
1.2. При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
100 |
69 961,64 |
74 001,10 |
78 290,41 |
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2020 год в сумме 127 416,7 млн. рублей на оплату 125,82 млн. дней, на 2021 год - 134 796,6 млн. рублей на оплату 125,81 млн. дней и на 2022 год - 142 331,0 млн. рублей на оплату 125,56 млн. дней. Число оплаченных дней определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2020 году - 104,39%, в 2021 году - 99,99% и в 2022 году - 99,80%.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного Федерального закона произведен расчет расходов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2020 году - 104,39%, в 2021 году - 99,99% и в 2022 году - 99,80%.
Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере в 2020 - 2022 годах, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года. Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2020 - 2022 годах составят:
в 2020 году - 1,038;
в 2021 году - 1,030;
в 2022 году - 1,040.
Данные по размерам указанных пособий, примененные при расчете, приведены в таблице:
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка: |
|
|
|
с 1 января соответствующего года |
17 479,73 |
18 143,96 |
18 688,28 |
с 1 февраля соответствующего года |
18 143,96 |
18 688,28 |
19 435,81 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности: |
|
|
|
с 1 января соответствующего года |
655,49 |
680,40 |
700,81 |
с 1 февраля соответствующего года |
680,40 |
700,81 |
728,84 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам |
|
|
|
Минимальные размеры: |
|
|
|
по уходу за первым ребенком: |
|
|
|
с 1 января соответствующего года |
3 277,45 |
3 401,99 |
3 504,05 |
с 1 февраля соответствующего года |
3 401,99 |
3 504,05 |
3 644,21 |
по уходу за вторым и последующими детьми: |
|
|
|
с 1 января соответствующего года |
6 554,89 |
6 803,98 |
7 008,10 |
с 1 февраля соответствующего года |
6 803,98 |
7 008,10 |
7 288,42 |
При исчислении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
40 |
27 984,66 |
29 600,44 |
31 316,16 |
индексацию минимальных размеров пособий в 2020 - 2022 годах с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года. Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2020 - 2022 годах составят:
в 2020 году - 1,038;
в 2021 году - 1,030;
в 2022 году - 1,040.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2020 год в сумме 156 693,8 млн. рублей, на 2021 год - 169 760,9 млн. рублей и на 2022 год - 180 325,4 млн. рублей на оплату 13 426,15 тыс., 13 748,38 тыс. и 13 803,37 тыс. пособий соответственно.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены на 2020 год в сумме 20 468,5 млн. рублей на оплату 1 028,7 тыс. пособий, на 2021 год - 21 093,7 млн. рублей на оплату 1 028,6 тыс. пособий, на 2022 год - 21 875,6 млн. рублей на оплату 1 026,5 тыс. пособий.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, запланированы на 2020 год в сумме 522,3 млн. рублей на оплату 700,0 тыс. пособий, на 2021 год - в сумме 538,2 млн. рублей на оплату 699,9 тыс. пособий, на 2022 год - в сумме 558,2 млн. рублей на оплату 698,5 тыс. пособий.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, в 2020 - 2022 годах определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года. Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2020 - 2022 годах составят:
в 2020 году - 1,038;
в 2021 году - 1,030;
в 2022 году - 1,040.
Размеры пособия определены:
в сумме 5 946,47 рубля с 1 января 2020 г., в сумме 6 172,44 рубля с 1 февраля 2020 г.;
в сумме 6 172,44 рубля с 1 января 2021 г., в сумме 6 357,61 рубля с 1 февраля 2021 г.;
в сумме 6 357,61 рубля с 1 января 2022 г., в сумме 6 611,91 рубля с 1 февраля 2022 г.
Расходы на указанные цели составят в 2020 году 525,9 млн. рублей, в 2021 году - 542,0 млн. рублей, в 2022 году - 563,2 млн. рублей на оплату 77,69 тыс. пособий ежегодно.
II. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" проектом федерального закона предусмотрены расходы на:
выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
единовременные страховые выплаты;
ежемесячные страховые выплаты;
медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
доставку и пересылку страховых выплат.
При прогнозировании расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 2 662,0 тыс. дней по всем годам, расходы на оплату которых прогнозируются на 2020 год в сумме 3 064,6 млн. рублей, на 2021 год - 3 242,3 млн. рублей, на 2022 год - 3 430,4 млн. рублей.
При расчете расходов на финансовое обеспечение единовременных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному, предусмотрена с учетом ее ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года. Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2020 - 2022 годах составят:
в 2020 году - 1,038;
в 2021 году - 1,030;
в 2022 году - 1,040.
Указанная сумма учтена в размере:
100 512,29 рубля с 1 января 2020 г., 104 331,76 рубля с 1 февраля 2020 г.;
104 331,76 рубля с 1 января 2021 г., 107 461,71 рубля с 1 февраля 2021 г.;
107 461,71 рубля с 1 января 2022 г., 111 760,18 рубля с 1 февраля 2022 г.
Расходы в 2020 - 2022 годах на ежегодное финансовое обеспечение 11 059 единовременных страховых выплат прогнозируются соответственно по годам в сумме 1 625,9 млн., 1 638,7 млн. и 1 655,5 млн. рублей. Указанные расходы определены с учетом части второй статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающей установление единовременной страховой выплаты по данному виду страхования лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в сумме 1 млн. рублей.
При расчете расходов на финансовое обеспечение ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размеры выплат предусмотрены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года. Таким образом, коэффициенты индексации с 1 февраля в 2020 - 2022 годах составят:
в 2020 году - 1,038;
в 2021 году - 1,030;
в 2022 году - 1,040.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты учтен в размере:
77 283,86 рубля с 1 января 2020 г., 80 220,65 рубля с 1 февраля 2020 г.;
80 220,65 рубля с 1 января 2021 г., 82 627,27 рубля с 1 февраля 2021 г.;
82 627,27 рубля с 1 января 2022 г., 85 932,36 рубля с 1 февраля 2022 г.
Расходы в 2020 - 2022 годах на ежегодное финансовое обеспечение 5 286,20 тыс. ежемесячных страховых выплат прогнозируются соответственно по годам в сумме 62 592,8 млн., 65 278,8 млн. и 68 687,5 млн. рублей.
Расходы на финансовое обеспечение Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) предусмотрены в 2020 году в сумме 28 580,3 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 160,0 млн. рублей, на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию - 11 420,3 млн. рублей (в том числе на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 4 050,4 млн. рублей), в 2021 году - в сумме 29 079,9 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 186,9 млн. рублей, на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию - 11 893,0 млн. рублей (в том числе на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 4 230,2 млн. рублей), в 2022 году - в сумме 29 694,8 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 310,9 млн. рублей, на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию - 12 383,8 млн. рублей (в том числе на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 4 416,4 млн. рублей).
Объем средств на финансовое обеспечение указанной статьи расходов определен с учетом продления предоставления возможности страхователям с численностью работающих до 100 человек при обращении за финансовым обеспечением предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний для его расчета исходить из их отчетных данных за три предшествующих года в случае, если они не воспользовались финансовым обеспечением указанных мер в предшествующие два года.
Расчет расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, произведен исходя из 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных страхователем, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Разница между 30 и 20 процентами указанных сумм направляется на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2020 год в объеме 228,0 млн. рублей, на 2021 год - 237,6 млн. рублей, на 2022 год - 249,7 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
1. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
В соответствии с нормами указанного Закона произведены расчеты расходов на осуществление выплат пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, в сумме 14,3 млн. рублей на 2020 год, 15,2 млн. рублей - на 2021 год, 16,0 млн. рублей - на 2022 год.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
В соответствии с нормами указанного Федерального закона произведены расчеты расходов на осуществление выплаты пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, в сумме 272,6 тыс. рублей в 2020 году, 288,4 тыс. рублей - в 2021 году, 305,1 тыс. рублей - в 2022 году.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии с нормами указанного Федерального закона произведен расчет расходов на осуществление выплаты пособий по временной нетрудоспособности гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, на 2020 год в сумме 5,3 тыс. рублей, на 2021 год - 5,6 тыс. рублей, на 2022 год - 5,9 тыс. рублей.
4. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы на осуществление указанных полномочий, предусмотрены в пределах межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета. Исходя из установленных бюджетных назначений предусмотренные объемы средств на эти цели составляют: в 2020 году - 33 265,1 млн. рублей, в 2021 году - 33 299,0 млн. рублей, в 2022 году - 33 339,6 млн. рублей, включая административные расходы в 2020 году - 980,4 млн. рублей, в 2021 году - 1 009,1 млн. рублей и в 2022 году - 1 049,4 млн. рублей.
5. Расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами с учетом взносов во внебюджетные фонды предусмотрены в сумме 4 989,7 млн. рублей в 2020 году, в сумме 5 294,0 млн. рублей в 2021 году и в сумме 5 638,1 млн. рублей в 2022 году на оплату 1,58 млн. дней ежегодно.
IV. Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Проектом федерального закона по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" предусмотрены ассигнования в сумме 25 373,9 млн. рублей на 2020 год, 26 186,9 млн. рублей - на 2021 год, 27 201,0 млн. рублей - на 2022 год, которые включают расходы на оплату труда, содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда.
При расчете фонда оплаты труда предусматривается ежегодное повышение оплаты труда на прогнозный уровень инфляции: с 1 октября 2020 г. - на 3,0%, с 1 октября 2021 г. - на 4,0% и с 1 октября 2022 г. - на 4,0%.
В расходы на оплату труда включены расходы на материальное стимулирование работников органов Фонда.
В целом расходы по указанной статье в общих расходах бюджета Фонда составляют 3,2% в 2020 году и 3,1% в 2021 - 2022 годах.
По целевой статье расходов "Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры и иных объектов" в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" проектом федерального закона предусмотрены ассигнования на 2020 год в сумме 240,4 млн. рублей, на 2021 год - 458,6 млн. рублей, на 2022 год - 222,2 млн. рублей, из которых на строительство помещений для территориальных органов Фонда предусмотрено в 2020 году 110,7 млн. рублей, в 2021 году - 23,7 млн. рублей.
По целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" в рамках основного мероприятия "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Другие вопросы в области социальной политики" раздела "Социальная политика" проектом федерального закона предусмотрены ассигнования в 2020 году в сумме 1 135,8 млн. рублей, в 2021 году - в сумме 1 171,6 млн. рублей и в 2022 году - в сумме 1 206,8 млн. рублей, включающие в себя расходы:
на изготовление бланков листков нетрудоспособности;
на информационно-разъяснительную деятельность, осуществляемую в соответствии с федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающую расходы на проведение информационно-разъяснительной работы со страхователями и застрахованными, изготовление и распространение информационных материалов по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на проведение информационно-разъяснительной работы через средства массовой информации;
прочие текущие расходы, включающие почтовые расходы на доставку страхователям корреспонденции, связанной с доведением уведомлений об установлении размера тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральными проверками и с работой по взысканию задолженности по страховым взносам, на почтовую доставку пособий, выплачиваемых территориальными органами Фонда в случае недостаточности денежных средств на счете страхователя, а также по пилотному проекту;
прочие расходы (расходы на доставку уведомлений иным кредиторам при выставлении требований по капитализированным платежам внешнему управляющему (статья 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), госпошлина, списание дебиторской задолженности и другие расходы).
Проектом федерального закона установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в объеме 5,5 млрд. рублей ежегодно.
Пунктом 4 статьи 5 проекта федерального закона установлено право Фонда осуществлять в 2020 году оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи) и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанных организациях, со стоимостью родового сертификата в размере 12 тыс. рублей, а также оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов за счет средств, перечисленных из бюджета ФОМС.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 проекта федерального закона установлено, что в 2020 году остатки средств бюджета Фонда на начало соответствующего финансового года в объеме не более одной двадцать четвертой объема расходов бюджета Фонда, за исключением средств, поступивших в форме межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета ФОМС, направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда.
Пунктами 1 - 4 части 6 статьи 6 проекта федерального закона предусмотрено использование в 2020 году остатков средств федерального бюджета и бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2020 г., образовавшихся в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
Частью 4 статьи 6 проекта федерального закона предусмотрено продолжение осуществления в ряде субъектов Российской Федерации реализации пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанным законопроектом предлагается утвердить доходы и расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
В связи с принятием Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" потребуется:
1. Внесение изменений в:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
Изменения вносятся в целях реализации пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и связаны с увеличением стоимости родового сертификата.
Ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
б) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 370н "Об утверждении порядка и условий оплаты медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
Изменения вносятся в целях реализации пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и связаны с увеличением стоимости родового сертификата.
Ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
в) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 72н "О порядке расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни".
Изменения вносятся в целях реализации пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и связаны с увеличением стоимости родового сертификата.
Ответственный исполнитель - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
2. Издание приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий".
Указанный приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации издается в целях реализации пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и направлен на установление в 2020 году порядка предоставления Фонду социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия во втором чтении проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.