Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 804768-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности" (далее - законопроект) разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере частной охранной деятельности от 5 ноября 2017 г. N Пр-2269 и направлен на усиление ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности.
Анализ правоприменительной практики показывает, что существующие механизмы для пресечения случаев осуществления незаконной частной охранной деятельности малоэффективны, что обусловлено рядом причин, связанных: с низкими размерами штрафов для физических, должностных и юридических лиц (размеры штрафов несоразмерны доходам, получаемым от незаконной частной охранной деятельности); с высокой латентностью данного вида правонарушения; с существенными ограничениями в реализации контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора).
При этом в случае возникновения инцидентов с применением насилия в отношении посетителей торгово-развлекательных заведений и иных мест массового пребывания людей СМИ увязывают данные происшествия с деятельностью частных охранников. Однако в ходе проведения проверочных мероприятий устанавливается, что участниками основной массы случаев, происходящих в магазинах, торговых центрах и иных местах массового пребывания людей, являются не работники частных охранных организаций, а контролеры торговых залов, представители службы безопасности, администраторы, сторожа, вахтеры, а в ряде случаев - сотрудники службы предотвращения потерь, не имеющие никакого отношения к частной охране. Данные лица выполняют охранную функцию, но их деятельность ничем не регламентируется и никем не контролируется.
Учитывая, что последствия незаконной частной охранной деятельности, как вида административного правонарушения, связаны с повышенной степенью общественной опасности и напрямую затрагивают конституционные права и свободы, а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, а также Верховным Судом Российской Федерации, представляется необходимым усилить санкции статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за осуществление незаконной частной охранной деятельности.
Осуществление незаконной частной охранной деятельности на объектах различных форм собственности приводит к ослаблению антитеррористической защищенности таких объектов, а также к материальным потерям, как со стороны государственных организаций, так и со стороны физических и иных юридических лиц.
Занятие незаконной частной охранной деятельностью сопряжено с "теневым" оборотом денежных средств, полученных в рамках оказания псевдоохранных услуг, что негативно влияет на объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, осуществление незаконной частной охранной деятельности иностранными лицами создает предпосылки к возникновению угрозы безопасности государства.
Согласно статистическим сведениям за 2017 год физическими лицами совершено более 2 тыс. административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.16 КоАП, что больше на 20 процентов по отношению к 2016 году (около 1,8 тыс. нарушений). В 2018 году за совершение данного административного правонарушения привлечено к административной ответственности 3169 лиц (более 100 человек из числа лиц, совершивших данное административное правонарушение - иностранные граждане). При этом за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.16 КоАП, в 2017 году привлечено к ответственности 32 лица, а в 2018 году - 176 лиц (прирост 5,5 раз).
Таким образом, правоприменительная и судебная практики свидетельствуют о тенденции роста совершения указанного административного правонарушения.
Законопроектом предлагается усилить предусмотренные частью 1 статьи 20.16 КоАП санкции путем увеличения размеров налагаемых на виновных лиц соответствующих штрафов: в отношении граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей. Одновременно предлагается дополнить данную статью КоАП новой частью 1.1, предусматривающей введение квалифицированного состава за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.16 КоАП, с установлением наказания в виде административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или обязательных работ на срок от ста до двухсот часов; для должностных лиц - дисквалификацию на срок до трех лет; для юридических лиц - административный штраф от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В связи с предлагаемым увеличением для граждан размера административного штрафа предусматриваются соответствующие изменения в статью 3.5 КоАП.
Учитывая, что административные наказания в виде дисквалификации, административного приостановления деятельности и обязательных работ назначаются судьями, законопроектом предусматриваются корреспондирующие изменения в статьи 23.1 и 23.85 КоАП.
Также законопроектом предлагается внести корреспондирующие изменения в статью 3.12 КоАП в части применения в отношении юридических лиц административного наказания в виде административного приостановления деятельности в связи с возникновением угрозы жизни и здоровью людей и иных последствий, указанных в данной статьей, а также в статью 28.3 КоАП в части наделения полномочиями должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации по составлению протоколов по статье 20.16 КоАП.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений создаст дополнительные правовые средства по противодействию незаконной частной охранной деятельности и будет способствовать минимизации возможных негативных последствий указанной незаконной деятельности.
Реализация законопроекта не потребует увлечения штатной численности судей и работников их аппаратов, а также численности сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с осуществлением деятельности по составлению протоколов за соответствующие административные правонарушения и рассмотрению административных дел за такие правонарушения. При этом повлечет увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с предлагаемым увеличением размеров соответствующих штрафов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. При этом с учетом положений подпункта 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с увеличением размеров штрафов за незаконное осуществление частной охранной деятельности приведет к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень федеральных законов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление незаконной частной охранной деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.