Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 804444-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств" направлен, прежде всего, на защиту прав наименее обеспеченных слоев граждан, которые несут расходы, превышающие 10 процентов их совокупных доходов на покупку жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в соответствии с врачебным (фельдшерским) назначением.
Ситуация с обеспечением граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами ввиду тяжелейшего материального положения подавляющего большинства населения нашей страны, небывалой социальной стратификации, когда, согласно официальным данным за чертой бедности находится более 22 миллиона человек, является критической и требует немедленного вмешательства государства в части софинансирования покупки самых необходимых для населения лекарственных средств.
Кроме того, как экономическая ситуация в целом, так и финансирование здравоохранения в нашей стране согласно прогнозам финансово-экономического и социального блоков Правительства не ждет развитие в ближайшие годы. Цены на лекарственные средства, изготовление которых в подавляющем большинстве случаев зависит от импортных компонентов, за последние годы выросли на 50-150 процентов. Причин для снижения темпов их роста не наблюдается. Схожая ситуация и в других сферах жизни наших граждан, расходы которых за последние годы в связи с ухудшением экономической ситуации выросли в разы: перманентно увеличиваются тарифы ЖКХ, цены на продовольственные товары, тарифы на транспорте и т.д.
Таким образом, в критической ситуации оказываются граждане, которые вынуждены за свой счет покупать жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства по врачебным или фельдшерским назначениям, что, даже с учетом государственного регулирования цен на данную категорию лекарственных средств, является для многих граждан.
В частности, законопроектом устанавливается, что субсидии на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - субсидии) предоставляются гражданину в случае, если его расходы на оплату лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, превышают 10 процентов его совокупного дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Также законопроект устанавливает повышенные гарантии для граждан, чей доход не превышает прожиточный минимум. В частности, для таких гражданин максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению его дохода к прожиточному минимуму, что обеспечивает справедливое, соразмерное уменьшение максимальной доли расходов для наименее обеспеченных граждан.
Устанавливаемые законопроектом субсидии предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Правительства Российской Федерации гражданам на основании их заявлений.
Субсидии перечисляются гражданам до сроков, установленных для приема жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в соответствии с врачебным (фельдшерским) назначением. В случае, если гражданин приобрел жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства за свой счет, субсидия выплачивается в порядке компенсации понесенных расходов в размере, установленном законопроектом.
При этом порядок предоставления субсидий, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок исчисления совокупного дохода гражданина устанавливаются Правительством Российской Федерации Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации. При этом субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления может установить отличные от определенных настоящей статьей размеры субсидий, если такая мера улучшает положение граждан, получающих субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета соответственно.
Учитывая изложенное, законопроект является крайне важным и актуальным для самого широкого круга наших граждан, направлен на защиту наименее обеспеченных слоев граждан и сохранение их здоровья. Вступление в силу настоящего проекта федерального закона планируется с 1 января 2020 года.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета в 2019 году.
Принятие настоящего проекта федерального закона повлечет дополнительные расходы из средств федерального бюджета в период с 1 января 2020 года.
Источником необходимых в целях реализации положений проекта настоящего федерального закона ассигнований федерального бюджета будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы в очередном финансовом году и в плановом периоде бюджетного цикла вследствие реализации мер по стабилизации экономики, устранения структурных дисбалансов и препятствий для развития экономики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств"
В связи с принятием настоящего проекта федерального закона Правительству Российской Федерации в течение 30 дней со дня вступления его в силу:
Разработать порядок предоставления субсидий на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, порядок и форму заявления гражданина о получении субсидии, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидии на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, порядок исчисления совокупного дохода гражданина при получении субсидии на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.