Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 804315-7 "О внесении изменений в статью 47 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования исполнения бюджетных полномочий администраторов доходов бюджета, связанных с принятием решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Законопроект разработан в рамках проведения работы по реализации подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N Пр-1659 в части разработки иных механизмов устранения условий, способствующих росту дебиторской задолженности, и подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 октября 2014 г. N Пр-2426 по вопросу издания нормативного правового акта, определяющего порядок и процедуру списания безнадежной к взысканию задолженности с целью уточнения случаев признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию, предусмотренных статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данный законопроект подготовлен Министерством финансов Российской Федерации с учетом внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), направленных на улучшение администрирования доходов бюджетной системы, повышение эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, а также на решение ряда проблемных вопросов, связанных с реализацией норм бюджетного законодательства Российской Федерации в части принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса определен закрытый перечень случаев, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию.
При этом возможность признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", также как и применения актов об амнистии и помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, положениями статьи 47.2 Бюджетного кодекса не предусмотрены, в связи с чем введен новый случай, предусматривающий банкротство граждан и учтены положения, допускающие возможность признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в случае освобождения от исполнения наказания в виде штрафа в порядке амнистии и помиловании в соответствии с пунктом 3 части 14 статьи 103 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения предлагаемого законопроекта предусматривают также случай исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). При этом обязательным условием в данном случае определено наличие постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", полученного администратором доходов бюджета в ходе реализации бюджетных полномочий по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет при отсутствии документа, свидетельствующего о погашении такой задолженности.
Следует отметить, что процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренная Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), предусматривает возможность принятия администраторами доходов бюджета мер по взысканию задолженности до исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Так, любое заинтересованное лицо, в том числе администратор доходов бюджета, вправе направить в регистрирующий орган заявление с возражениями относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Такое заявление может быть направлено в регистрирующий орган заинтересованными лицами в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ). Сведения о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и его опубликовании вносятся в ЕГРЮЛ. В случае получения регистрирующим органом указанного заявления заинтересованного лица решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ не осуществляется (пункт 4 статьи 21.1, пункт 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).
Кроме того, заинтересованным лицам предоставлена возможность обжалования решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ как в досудебном, так и судебном порядке (пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом в целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, в том числе сведений о принятии регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и его опубликовании, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ФНС России в системе межведомственного электронного взаимодействия размещён вид сведений, позволяющий получать вышеуказанные сведения. Возможность получения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений обеспечена также посредством использования электронных сервисов, размещённых на сайте ФНС России.
Порядок, формы и срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления утверждён приказом Минфина России от 26 ноября 2018 г. N 238н.
Учитывая изложенное и принимая во внимание бюджетные полномочия администратора доходов бюджета и обязанности принятия исчерпывающего комплекса мер по взысканию задолженности по платежам в бюджет, положения законопроекта по введению случая исключения юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ как случай, при котором платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию, нивелируют риски необоснованного признания безнадежной к взысканию и последующего списания задолженности, потенциально возможной к поступлению в бюджетную систему Российской Федерации.
Следует отметить, что внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из ЕГРЮЛ предусмотрен нормами пункта 3.2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как случай, при котором судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления, в связи с чем законопроектом предлагается новая редакция пункта 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 г. в Астане.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 года N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение двух месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: уточнение перечня документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.