Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 808041-7 "О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Учитывая растущую сложность авиатранспортной системы и взаимозависимый характер авиационной деятельности, необходимой для обеспечения безопасной эксплуатации воздушных судов, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) призывает государства способствовать развитию упреждающей стратегии повышения эффективности обеспечения безопасности полетов. В основе этой упреждающей стратегии в сфере безопасности полетов лежит реализация программы по безопасности полетов, принимаемой государством (ГосПБП), в рамках которой систематически выявляются и устраняются риски для безопасности полетов.
После вступления в силу Федерального закона от 25.12.2012 N 260-ФЗ "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации", на основании которого Воздушный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 24.1 по обеспечению безопасности полетов гражданских воздушных судов, были приняты новые международные стандарты ИКАО по управлению безопасностью полетов в гражданской авиации:
в 2013 году положения стандартов Приложений 1, 6, 8, 11, 13 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации были перемещены в новое Приложение 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции о международной гражданской авиации;
в 2016 году было принято второе издание Приложения 19 (с датой начала применения - 07.11.2019), в котором программа по безопасности полетов, описывается как программа исполнения обязанностей государства по управлению безопасностью полетов, включающая осуществление контроля за обеспечением безопасности полетов.
ГосПБП представляет собой комплекс правил и мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности полетов, которые сгруппированы в следующие четыре компонента:
государственная политика, цели и ресурсы в области обеспечения безопасности полетов;
управление факторами риска для безопасности полетов на государственном уровне;
обеспечение безопасности полетов на государственном уровне;
популяризация вопросов безопасности полетов на государственном уровне.
Реализация ГосПБП требует координации деятельности многих государственных органов власти, отвечающих за авиационную отрасль. ГосПБП направлена на использование коллективных функций и возможностей обеспечения безопасности полетов в целях дальнейшего повышения уровня безопасности полетов в пределах государства.
ГосПБП призвана:
обеспечивать функционирование в государстве эффективного правового механизма с вспомогательными конкретными правилами эксплуатации;
обеспечивать координацию деятельности и тесное взаимодействие в сфере управление факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов между соответствующими государственными авиационными ведомствами;
поддерживать эффективную реализацию СУБП поставщиков обслуживания и надлежащее взаимодействие с ними;
обеспечивать мониторинг и оценку показателей эффективности обеспечения безопасности полетов в государстве;
поддерживать и/или постоянно улучшать общегосударственные показатели эффективности обеспечения безопасности полетов.
Данное положение коррелируется с пунктом 2 статьи 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции, предлагаемой законопроектом, в которой раскрывается понятие "система управления безопасностью полетов" в соответствии со стандартом Приложения 19 и устанавливается круг лиц, обязанных разрабатывать и внедрять у себя систему управления безопасностью полетов воздушных судов (СУБП).
Посредством ГосПБП в совокупности с СУБП поставщиков обслуживания системно решаются проблемы, связанные с рисками для безопасности полетов, повышается эффективность обеспечения безопасности полетов каждым поставщиком обслуживания, а также повышается совокупная эффективность обеспечения безопасности полетов в государстве.
Также законопроект разработан в целях уточнения норм воздушного законодательства Российской Федерации в части реализации положений стандартов, изложенных в Приложение 17 "Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" и Приложении 9 "Упрощение формальностей" к Конвенции о международной гражданской авиации, согласно которым государство принимает и осуществляет национальные программы в сфере авиационной безопасности в гражданской авиации и упрощению формальностей при международных воздушных перевозках.
Исходя из того, что согласно статье 37 Конвенции о международной гражданской авиации каждое договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов и процедур, а Правительство Российской Федерации, согласно статье 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" направляет и контролирует деятельность органов системы исполнительной власти в Российской Федерации, законопроект наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению программы по безопасности полетов в гражданской авиации, программы по авиационной безопасности в гражданской авиации и программы по упрощению формальностей при международных воздушных перевозках.
Реализация законопроекта не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и дополнительных расходов средств федерального бюджета.
В законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации, изложенные в Заключении от 26 сентября 2019 года N 8725п-П9.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в "Правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 года N 1215 и принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении программы по безопасности полетов в гражданской авиации, программы по авиационной безопасности в гражданской авиации и программы по упрощению формальностей при международных воздушных перевозках".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.