Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 808174-7 "О внесении изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается уточнить сроки вступления в силу актов законодательства (Федеральных законов), вносящих изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящих налоги.
Действующая редакция предполагает, что такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Одновременно с этим стоит отметить, что многие акты указанного характера сегодня вносятся, рассматриваются Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, подписываются Президентом Российской Федерации в течение текущего года их внесения, в том числе в его второй половине и даже в последний квартал календарного года.
Таким образом, в случае рассмотрения и принятия таких законодательных актов во второй половине или в конце соответствующего календарного года, у субъектов, чьи права застрагиваются указанными законодательными актами, будет от 1 до 6 месяцев для того, чтобы адаптироваться к новым, более жестким правилам налогообложения. Такими субъектами помимо физических и юридических лиц, для которых подобные изменения часто становятся непредвиденными обстоятельствами, дисбалансирующими их хозяйственную деятельность либо бытовой распорядок, являются и публично-правовые образования: муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация в целом.
В условиях ежегодного принятия проекта федерального закона "О федеральном бюджете" на соответствующий год, указанные обстоятельства приводят к существенным затруднениям для объективного бюджетного планирования ввиду сжатости сроков их рассмотрения и необходимости оперативной корректировки бюджетных показателей. Кроме того, такие обстоятельства неизменно приводят к невозможности реализации широкой общественной дискуссии с привлечением всех заинтересованных субъектов в целях наделения их возможностью донесения своей позиции до уполномоченных государственных органах, что негативно отражается на оценке регулирующего воздействия принимаемых законодательных актов.
Настоящим проектом федерального закона предлагается новелла, решающая указанные задачи путем введения новой нормы Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, не могут быть рассмотрены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом, втором или третьем чтении в период с 1 сентября до 31 декабря соответствующего года.
Таким образом, настоящий проект федерального закона направлен на стабилизацию бюджетного процесса и межбюджетных отношений, повышение открытости и предсказуемости налогового законодательства для всех заинтересованных субъектов, равно как улучшение ситуации с оценкой регулирующего воздействия затрагиваемых настоящим законопроектом актов законодательства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации" в целях приведения его положений в соответствии с настоящим проектом федерального закона потребует дополнить статью 116 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 7, ст. 801) частью 3 следующего содержания:
"3. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в абзаце 4 пункта 1 статьи 5 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть рассмотрены Государственной Думой в первом, втором или третьем чтении в период с 1 сентября до 31 декабря соответствующего года.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.