Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 808175-7 "О внесении изменений в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах" определены случаи, при которых миноритарные акционеры - владельцы голосующих акций публичного акционерного общества (далее - ПАО) имеют право требовать у общества выкупа всех или части принадлежащих им акций по цене не ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за 6 месяцев, если они не согласны с некоторыми действиями мажоритарных акционеров, в том числе в случае принятия решения о реорганизации общества.
Данное правило не обусловлено размером пакета акций, принадлежащего такому акционеру, условиями (в том числе экономическими) реорганизации общества, субъектным составом реорганизуемого общества, а также возможными последствиями такой реорганизации.
В отличие от ранее существовавшего порядка ценообразования, когда выкуп акций обществом осуществлялся по цене, определенной оценщиком (но не ниже текущей рыночной стоимости), установленный в настоящее время порядок стимулирует миноритарных акционеров с заметным пакетом акций (более 1% от числа голосующих акций) предъявлять такие пакеты к выкупу даже в условиях, когда решения, принимаемые общим собранием акционеров не повлияют на развитие общества и не ухудшат положение акционеров данного общества.
Портфельным инвесторам выгодно требовать у общества выкупа их акций при превышении цены выкупа над текущей рыночной ценой, а также при необходимости быстрой реализации значительного пакета без угрозы снижения цены на акции при попытке реализации крупного пакета акций.
Поводом для злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) для портфельных инвесторов становятся сделки по присоединению дочерних обществ, находящихся длительное время под контролем материнского общества, бизнес которых непосредственно связан с бизнесом материнского общества.
Но поскольку злоупотребляющие правом крупные миноритарии используют легальные методы, которые для некоторых являются бизнесом, подобное поведение не наказуемо законом.
Для кредитных организаций и банковской системы в целом риск спекулятивного предъявления акций к выкупу крупными миноритариями может привести к следующим последствиям:
- существенное снижение собственных средств (капитала), и, как следствие - нарушение кредитной организацией обязательных нормативов, в частности, норматива достаточности капитала, несоблюдение которого является основанием для введения Банком России мер по финансовому оздоровлению в отношении такой кредитной организации либо для отзыва у нее лицензии;
- необходимости резервирования повышенного объема средств на реализацию риска предъявления акций к выкупу по цене выше их текущей рыночной стоимости;
- ограничению возможности реорганизации владения дочерними хозяйственными обществами с целью оптимизации структуры владения, сокращения издержек, улучшения качества обслуживания клиентов;
- необходимости увеличения уставного капитала кредитной организации денежными средствами за счет средств акционеров, в том числе Российской Федерацией в лице отдельных государственных организаций;
- ограничению возможностей по консолидации, росту и развитию банковского сектора в целом.
Вместе с тем, юридическое оформление интеграции окажет положительный эффект на развитие кредитной организации за счет консолидации активов, оперативности принятия управленческих решений, сокращения административных и операционных расходов, повышения качества обслуживания клиентов.
Кроме того, действующая норма Федерального закона "Об акционерных обществах" об определении публичным обществом цены выкупа акций по требованию миноритарных акционеров ставит в заведомо неравное положение рядового миноритария кредитной организации-ПАО и профессионального портфельного инвестора.
Очевидно, что процедура предъявления к выкупу пакета мелкого миноритарного акционера из нескольких акций бессмысленна для их владельца из-за отсутствия ощутимой материальной выгоды, а также сложности и длительности, такому акционеру удобнее продать акции на бирже.
Кроме того, снижение собственных средств (капитала) кредитной организации из-за существенных выплат портфельным инвесторам, превышающим справедливую текущую рыночную цену, может привести к ограничению возможности роста, невыполнению бизнес-планов и недостаточности ликвидности такой кредитной организации, источником уменьшения дефицита которой может стать не распределение чистой прибыли в виде дивидендов.
В ситуации, когда присоединяемое к кредитной организации дочернее хозяйственное общество полностью (не менее чем на 95%) контролируется ПАО, длительное время (не менее года) находилось в периметре банковской группы или банковского холдинга, а его финансовые показатели отражались в консолидированной отчетности, и при этом размер активов присоединяемого дочернего хозяйственного общества составляет не более 5% активов присоединяющей кредитной организации, присоединение такого дочернего общества не может нанести ущерб акционерам присоединяющей кредитной организации в силу несопоставимости их активов и фактической консолидации финансово-хозяйственной деятельности таких лиц. Поэтому возникает вопрос об ущербе "рядовым" акционерам от действий крупных миноритариев, злоупотребляющих правом выкупа.
Исходя из указанных предпосылок, предлагается внести изменения в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предусмотрев особый порядок применения пункта 3 статьи 75 Федерального закона "Об акционерных обществах" при реорганизации кредитной организации, являющейся ПА О, в форме присоединения к ней её дочернего хозяйственного общества, в том числе другой кредитной организации, если доля присоединяющей кредитной организации в уставном капитале ее дочернего хозяйственного общества составляет не менее 95 процентов, а величина активов такого дочернего хозяйственного общества составляет менее 5 процентов активов присоединяющей кредитной организации.
Также дополнительными условиями предлагается установить в законопроекте следующие ограничения:
- наличие контроля присоединяющей кредитной организации в отношении дочернего хозяйственного общества в течение не менее года;
- установление ограничения на сумму активов присоединяемых дочерних хозяйственных обществ по отношению к стоимости активов присоединяемой кредитной организации.
При этом предлагаемый порядок не ограничивает право миноритарных акционеров требовать выкуп обществом всех или части принадлежащих им акций, но исключает интерес крупных миноритариев к спекуляции акциями присоединяющей кредитной организации.
Предлагаемый подход к внесению изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" соответствует пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым особенности реорганизации кредитных организаций определяются законами, регулирующими ее деятельность.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Выполнение федеральными органами исполнительной власти функций, предусмотренных в рамках законопроекта, будет осуществляться в пределах существующих разграничений полномочий и не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 23.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.