Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 809773-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Анализ порядков ведения бухгалтерского учета кредитных организаций и некредитных финансовых организаций показал, что учет отдельных объектов, находящихся на балансе указанных организаций, осуществляется с особенностями, имеющими значение для налогообложения указанных организаций.
В частности, согласно Положению Банка России от 22.12.2014 N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" (далее - Положение N 448-П) объекты имущества, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619 "Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности", 620 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи", 62101 "Средства труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено" основными средствами не являются.
Некредитные финансовые организации также могут иметь на балансе объекты имущества, которые не являются основными средствами. К такому имуществу в соответствии с Положением Банка России от 22.09.2015 N 492-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях" (далее - Положение N 492-П) относятся объекты, классифицированные некредитной финансовой организацией в качестве инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619 "Инвестиционное имущество", 620 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи", 621 "Средства труда и предметы труда, полученные по договорам отступного, залога, назначение которых не определено".
В связи с этим вышеуказанное имущество кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее - объекты имущества финансовых организаций) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
Указанный вывод также подтверждается позицией Министерства финансов Российской Федерации (см. письма Минфина России от 05.04.2017 N 03-05-04-01/20122, от 15.06.2017 N 03-05-05-01/37081).
При этом указанные выше порядки ведения бухгалтерского учета кредитных организаций и некредитных финансовых организаций не содержат каких-либо временных ограничений применительно к учету объектов имущества, что позволяет данным организациям формально уходить от налога на имущество организаций.
Положение N 448-П вступило в силу с 1 января 2016 года, Положение N 492-П - с 1 января 2017 года. После вступления в силу указанных нормативных правовых актов, изменивших налогооблагаемую базу по объектам имущества финансовых организаций, у бюджетов субъектов Российской Федерации возникли выпадающие доходы. Так, например, поступления налога на имущество организаций от компаний финансового сектора в бюджет Самарской области в 2017 - 2018 годах снизились примерно на 45% по сравнению с уровнем 2016 года. Одним из вероятных факторов является необложение налогом залогового имущества.
Кроме того, иные организации, имеющие на своем балансе аналогичные объекты имущества и использующие их для предпринимательской деятельности (например, посредством сдачи в аренду), являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении указанного имущества.
В связи с этим представляется, что действующая редакция Налогового кодекса Российской Федерации допускает необоснованную выгоду по налогу на имущество организаций в отношении объектов имущества финансовых организаций, что ставит в неравные условия налогообложение иных плательщиков указанного налога.
Вместе с тем это противоречит статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения, а также не согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 14.02.2008 N 758/08, из которого следует, что имущество, от использования которого налогоплательщик имеет возможность извлекать полезные свойства, подлежит соответствующему налогообложению.
Для обеспечения соблюдения принципа всеобщности и равенства налогообложения Самарской Губернской Думой был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 374 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", уточняющий порядок налогообложения налогом на имущество организаций и исключающий возможности финансовых организаций не уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов имущества, фактически имеющих признаки основных средств, и, таким образом, получать налоговые преимущества по уплате налога на имущество организаций по сравнению с налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в других сферах экономики.
В отзыве на указанный законопроект Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам указал, что предлагаемые изменения налогообложения имущества указанных организаций позволят увеличить доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку налог на имущество организаций является региональным налогом и в полном объеме зачисляется в их бюджеты, а также будут способствовать эффективному использованию непрофильных активов данных организаций (исх. N 3.5-13/1068 от 02.07.2018).
Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации (заключение исх. N 6106п-П13 от 05.07.2019) с учетом замечаний.
Замечания Правительства Российской Федерации учтены в доработанном Самарской Губернской Думой проекте федерального закона с уточненным наименованием: "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" проведена, коррупциогенные факторы отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.