Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 809844-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Согласно актуальному докладу Всемирной организации здравоохранения общее употребление алкоголя на душу населения в Российской Федерации с 2003 г. по 2016 г. снизилось на 43%. Вместе с тем, абсолютное потребление алкоголя в России в 2018 году составляло, по разным оценкам, от 10 до 16,2 литра чистого спирта на человека, что по мировым меркам остается высоким показателем. При этом доля несовершеннолетних, употребляющих алкогольные напитки, также остается значительной. Так, по данным экспертов, двое из трех подростков в возрасте от 11 до 17 лет время от времени употребляют алкоголь. Подростки потребляют алкоголь по дороге из школы, во время прогулок и т.д. При этом чаще всего молодежь выбирает слабоалкогольные напитки, такие как коктейли и пиво. Во многом такие показатели становятся возможными благодаря доступности алкогольной продукции несовершеннолетним, в том числе в розничных точках продажи вблизи образовательных организаций - мест наиболее частого. пребывания подростков. При этом по данным Всемирной организации здравоохранения, сокращение количества точек торговли алкоголем определено в качестве одной из наиболее эффективных мер, влияющих на снижение потребления алкоголя, на уровень алкогольной смертности, заболеваемости и преступности. Кроме этого, в Европейском плане действий по сокращению вредного употребления алкоголя 2012-2020 гг. говорится: "Результаты исследований свидетельствуют о том, что чем доступнее алкоголь, тем больше его употребляют и тем больший в результате наносится вред. Даже незначительные ограничения доступности алкоголя идут на пользу здоровью, снижают уровень насилия и вреда, причиняемого другим лицам помимо потребляющих алкоголь".
На сегодняшний день, в плане ограничения доступности мест реализации алкогольной продукции, действующая редакция Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусматривает запрет розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования). При этом в соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Анализ нормативно-правовых актов муниципальных образований, касающихся данного вопроса показывает, что границы прилегающих территорий варьируются от 15 до 100 метров. При этом ограничения, связанные с розничной торговлей табачными изделиями устанавливают однозначный запрет такой торговли на расстоянии 100 метров.
Исходя из концепции ограничительных мер на розничную продажу табака и алкоголя, направленных на охрану здоровья граждан и поддержание общественного порядка вблизи образовательных организаций, представляется целесообразным установить единый подход в вопросе ограничения расстояний, на которых возможна продажа алкогольной и табачной продукции равной 100 метрам.
Реализация законопроекта снизит шаговую доступность алкогольной продукции, в первую очередь для несовершеннолетних, и будет способствовать дальнейшему снижению объемов потребления атусогрльной продукции среди населения.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.