Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 810303-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона) разработан по следующим основаниям.
Пункт 7 части 1 статьи 27.1 и часть 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривают применение в целях пресечения отдельных административных правонарушений в области дорожного движения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
С целью применения указанной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению своими законами порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения на такой стоянке и возврата владельцам, представителям владельцев или иным лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления такими транспортными средствами, а также оплаты лицами, привлеченными к ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения данных транспортных средств (часть 10 статьи 27.13 КоАП РФ).
В рамках указанного порядка субъектами Российской Федерации определяются в том числе сроки оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств. Такие сроки устанавливаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом методических указаний, утвержденных Федеральной антимонопольной службой (часть 11 статьи 27.13 КоАП РФ).
В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 15 августа 2016 года N 1145/16 (далее - Методические указания), устанавливаемый субъектом Российской Федерации срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств не может быть менее 30 дней.
Возмещение расходов специализированных организаций, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства, может быть осуществлено не только владельцем транспортного средства, но и иным лицом. Решая вопрос о возмещении расходов лицу, хранившему в силу закона задержанное в административном порядке транспортное средство, судебная практика не определяет в качестве поклажедателя, должного нести такие расходы, исключительно собственника транспортного средства и не связывает исполнение обязанности с основанием, из которого возникает владение (например, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 984-0, определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 305-ЭС16-19928). Таким образом, владелец транспортного средства имеет различные варианты своевременной оплаты расходов специализированных организаций на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
Учитывая, что сроки оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также то, что пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в сфере административных правонарушений отнесено установление законами субъектов Российской Федерации административной ответственности за нарушение в том числе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в некоторых .субъектах Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение данных сроков (Республика Башкортостан, Архангельская и Свердловская области, Санкт-Петербург).
В настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и судами сформирована позиция о неправомерности установления законами субъектов Российской Федерации такого состава административного правонарушения (применительно, например, к закону Архангельской области от 3 июня 2003 года N 172-22-03 "Об административных правонарушениях", статьей 5.4 которого определена административная ответственность за нарушение установленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта сроков оплаты стоимости перемещения на специализированную стоянку задержанного транспортного средства и хранения такого средства на данной стоянке).
Указанная позиция основывается на том, что обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств предусмотрена в части 11 статьи 27.13 КоАП РФ. Такая обязанность лица, привлеченного к ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, отражается в постановлении о назначении административного наказания.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
К ведению Российской' Федерации в сфере административных правонарушений отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ).
Поскольку обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств определена федеральным законом, административная ответственность за ее нарушение должна быть установлена в КоАП РФ.
В настоящее время законодательство Российской Федерации, в том числе КоАП РФ, не предусматривает ответственность за несвоевременную оплату расходов специализированных организаций, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства.
Вследствие этого требование оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства носит исключительно формальный характер и не обеспечено мерами ответственности (принуждения), кроме обращения в суд и взыскания стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств. Лица, нарушающие установленный срок оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства, не могут быть привлечены к ответственности.
Решение вопроса об установлении административной ответственности за нарушение срока оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств особенно актуально в связи со вступлением в силу 1 сентября 2016 года Федерального закона от 23 июня 2016 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данным федеральным законом установлено правило, согласно которому возврат задержанных транспортных средств осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания. С этого времени субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать своими нормативными правовыми актами право удержания специализированными организациями задержанных транспортных средств на специализированных стоянках до оплаты стоимости их перемещения и хранения. Требование о выполнении лицом своих обязательств по оплате такой стоимости, а значит и гарантия компенсации специализированной организации ее расходов, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства, вышли за пределы усмотрения субъектов Российской Федерации при регулировании отношений в сфере законодательства об административных правонарушениях.
Учитывая это, субъекты Российской Федерации, в том числе Архангельская область, нормы о возврате задержанного транспортного средства со специализированной стоянки только при условии полной оплаты стоимости его перемещения и хранения из своих законов исключили.
Дополнительные механизмы ответственности, предусмотренные гражданским законодательством, не применимы в данной ситуации.
В статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлена ответственность за неисполнение денежного обязательства в виде уплаты должником процентов на сумму долга или процентов за пользование чужими денежными средствами. Однако перемещение и хранение специализированными организациями задержанного транспортного средства, оплата стоимости перемещения на специализированную стоянку данного транспортного средства и его хранения на такой стоянке лицами, привлеченными к административной ответственности . за административное правонарушение, не являются гражданскими правоотношениями.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27 июня 2017 года по делу N АЛЛ17-172 отмечает, что установление в Методических указаниях минимального периода отсрочки оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств не противоречит положениям статей 309, 823, 896, 906 ГК РФ, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства установлена в КоАП РФ, который не предусматривает, что оплата стоимости перемещения и хранения должна осуществляться по нормам ГК РФ. Не регламентируют рассматриваемый вопрос и нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Проектом федерального закона предлагается установить механизм привлечения к административной ответственности за нарушение установленного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации срока оплаты стоимости перемещения на специализированную стоянку и хранения задержанного транспортного средства на такой стоянке.
Административная ответственность за неоплату в установленный срок расходов специализированных организаций, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства, имеет не только и не столько штрафную функцию, сколько профилактическую направленность.
В частности, это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым "федеральный законодатель, реализуя свое полномочие по правовому регулированию административной ответственности и административной процедуры (статья 72 (пункт "к" части 1)) Конституции Российской Федерации), вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений" (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1536-О, от 4 июня 2013 года N 900-О).
Согласно проекту федерального закона полномочиями по составлению протоколов по данному административному составу наделяются должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на установление сроков оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, а полномочиями по рассмотрению административных дел данной категории - судьи.
Принятие проекта федерального закона направлено на профилактику случаев несвоевременной оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства, установление гарантий компенсации специализированным организациям их расходов, связанных с перемещением и хранением задержанных транспортных средств.
Председатель Архангельского |
Е.В. Прокопьева |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.