Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 671662-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 671662-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров", внесенный членами Совета Федерации А.Д. Башкиным, И.А. Гехтом, Г.И. Орденовым, а также депутатами Государственной Думы А.Н. Грешневиковым, О.В. Шеиным.
Согласно пояснительной записке, законопроектом предусмотрено закрепление понятия "ландшафтный (природный) пожар" в соответствующем отраслевом федеральном законе, с последующим определением специфики полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по предупреждению и тушению таких пожаров.
Комитет отмечает актуальность законопроекта в свете ухудшения ситуации, связанной с распространением пожаров, вызванных возгоранием растительности, а также ее остатков. Важно отметить, что такие пожары приводят к человеческим жертвам, кроме того, они могут стать причиной лесных пожаров.
Проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон "О пожарной безопасности") в части закрепления понятия "ландшафтный (природный) пожар", а также в части установления полномочий федеральных органов исполнительной власти по установлению требований пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (лесных) пожаров. Согласно законопроекту, ландшафтным (природным) пожаром признается пожар, материалом горения которого служит естественная или сельскохозяйственная растительность, а также её остатки.
В настоящее время в федеральном законодательстве такое понятие не применяется.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, в Законе "О пожарной безопасности" не определены понятия "ландшафтный пожар", "лесной пожар", "природный пожар".
Комитет считает необходимым отметить, что национальный стандарт "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 25.05.1995 г. N 267, содержит определения понятий "природный пожар" и "ландшафтный пожар".
Кроме того, определение термина "ландшафтный пожар" также содержится в "Методике тушения ландшафтных пожаров" утвержденной МЧС России от 14.09.2015 N 2-4-87-32-ЛБ (далее - Методика тушения ландшафтных пожаров). Согласно указанной Методике, ландшафтные пожары подразделяются на лесные, степные, болотные, тундровые, маревые, саванные, степные, камышовые, полевые и другие.
Таким образом, законопроект не учитывает указанные разночтения в трактовке понятий ландшафтных и природных пожаров и не предусматривает внесения соответствующих изменений в федеральные законы, регулирующие обозначенную проблему, в частности, в Лесной кодекс Российской Федерации.
Согласно проектируемой законопроектом новой статье Закона "О пожарной безопасности", федеральные органы исполнительной власти устанавливают требования пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров. Однако указанной статьей законопроекта не обозначен круг таких федеральных органов исполнительной власти, что может повлечь правовую неопределенность.
Согласно абзацу второму проектируемой статьи, на основании требований пожарной безопасности по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров субъекты Российской Федерации разрабатывают и организуют реализацию мер по предотвращению ландшафтных (природных) пожаров.
Вместе с тем, законопроектом не предусмотрено внесение изменений в положения Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми определяются полномочия, осуществляемые субъектами Российской Федерации за счет средств их бюджетов.
Также законопроектом не предусмотрена разработка перечня мероприятий по защите земель от ландшафтных (природных) пожаров, которые обязаны осуществлять собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Кроме того, законопроектом предлагается внести в Земельный кодекс Российской Федерации изменения, обязывающие землепользователей выполнять противопожарные мероприятия в рамках охраны земель.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части предоставления возможности принудительного изъятия земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, если такой земельный участок использовался с нарушением требований законодательства Российской Федерации о предотвращении ландшафтных (природных) пожаров, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.
Вместе с тем, законопроектом не предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления возможности принудительного изъятия земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, если такой земельный участок использовался с нарушением требований законодательства Российской Федерации о предотвращении ландшафтных (природных) пожаров.
Кроме того, к законопроекту имеется ряд юридико-технических замчаний.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует доработать проект федерального закона N 671662-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров" с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.