Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 809009-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда)" разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 23 октября 2018 г. N Пр-1927 в целях создания новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Законопроект предусматривает следующие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации:
- дополнение полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений полномочием по определению оснований, порядка и критериев признания многоквартирного дома аварийным, отнесения многоквартирного дома к многоквартирным домам, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов;
- установление особого порядка определения возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными,
- право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать собственникам жилых помещений иные (дополнительные) меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при переселении из аварийного жилья при условии, что жилое помещение в аварийном многоквартирном доме у таких граждан единственное;
- случаи и сроки предоставления маневренного фонда гражданам, отселяемым из аварийного жилья,
- возможность создания в составе региональной программы капитального ремонта отдельной подпрограммы для многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Подпрограмма принимается сроком на три года с ежегодной актуализацией, и содержит особенности проведения капитального ремонта в указанных домах. Выделение таких домов в подпрограмму в составе программы капитального ремонта не потребует установления особых прав граждан, проживающих в таком жилье. Финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в подпрограмму, будет осуществляться за счет установленных Жилищным кодексом источников: взносов собственников жилых помещений в таких домах и иных средств, образующих фонд капитального ремонта в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса. Состав работ по домам, включенным в подпрограмму, определяется в порядке, устанавливаемом субъектом Российской Федерации.
В Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) вносятся изменения в части:
- установления в качестве условия предоставления финансовой поддержки Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда целевого использования земельных участков под расселенными аварийными домами,
- расширения направлений расходования финансовой поддержки Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе на предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создание специализированного (маневренного) жилого фонда, осуществление дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильем собственников жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах, предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий,
- установления Правительством Российской Федерации порядка определения размера этапа программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Справочно: согласно пункту 5 части 2 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ под размером этапа понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи (до 31 декабря года, следующего за годом предоставления финансовой поддержки).
В случае невыполнения субъектом Российской Федерации размера этапа в установленный срок, применяются санкции в виде возврата части средств финансовой поддержки, установленные статьей 23.1 Федерального закона N 185-ФЗ.
- технические изменения в части исключения норм, утративших актуальность.
Следует отметить, что принятие законопроекта сохраняет действующие гарантии жилищных прав граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде:
гражданам, проживающим в жилых помещениях по договору социального найма, предоставляются пригодные для проживания жилые помещения по договору социального найма равнозначной площади;
собственникам жилых помещений в аварийном многоквартирном доме сохраняются гарантии, установленные действующей редакцией статьи 32 Жилищного кодекса, а именно, возможность самостоятельного сноса или реконструкции многоквартирного дома в разумный срок (часть 10 статьи 32), выплата возмещения за изымаемое жилое помещение в случае принятия органом власти решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом для государственных или муниципальных нужд, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения по соглашению между собственником и органом власти, осуществляющим изъятие.
Проектируемые нормы, предусматривающие предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентных расходов по ипотечным кредитам, помещений маневренного фонда, жилищного фонда социального использования дополняют действующие механизмы переселения граждан из аварийного жилья.
Введение дополнительных механизмов является правом субъекта Российской Федерации. В этой связи принятие законопроекта не создает дополнительных расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовая поддержка, предоставляемая субъектам Российской Федерации в рамках Федерального закона N 185-ФЗ, будет осуществляться в пределах средств, выделяемых Фонду ЖКХ в виде имущественного взноса Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в объемах, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Принятие законопроекта не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Положения законопроекта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда)"
Принятие законопроекта не создает дополнительных расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку нормы законопроекта сохраняют действующие гарантии жилищных прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, установленные действующей редакцией Жилищного кодекса Российской Федерации. Это предоставление гражданам, занимающим жилые помещения в аварийном многоквартирном доме на условиях договора социального найма, новых пригодных для проживания жилых помещений по договору социального найма, равнозначных по площади ранее занимаемым помещениям. Для собственников жилых помещений в аварийном многоквартирном доме - выплата возмещения за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, проектируемые нормы позволят субъектам Российской Федерации создать более гибкую систему государственной поддержки программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с повышением доли внебюджетного финансирования программ.
Этому будет способствовать такие инструменты как предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и на возмещение процентов по ипотечным кредитам, субсидии застройщикам, реализующим проекты развития застроенных территорий.
Проектируемые изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" позволят регионам использовать средства федеральной финансовой поддержки более экономно и эффективно за счет расширения возможных направлений их использования, в том числе на:
- предоставление субсидий собственникам на приобретение жилья и на субсидирование процентных расходов по ипотечным кредитам,
- предоставление субсидий застройщикам, реализующим проекты развития застроенных территорий на возмещение до 25% понесенных затрат на переселение,
- создание специализированного (маневренного) жилищного фонда и жилищного фонда социального использования, предоставление которого возможно на условиях найма с установлением экономически обоснованной платы за наем, которая позволит в долгосрочной перспективе возместить затраты на создание такого жилья.
Возможность предоставления собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, является для них на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу единственным жилым помещением и у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для проживания, находящиеся в их собственности или переданные им по договору социального найма, закрепляется за органами государственной власти субъекта Российской Федерации проектируемыми изменениями в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В 2019 - 2024 годах планируется реализация федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Общая сумма финансирования по федеральному проекту составляет 507,2 млрд. руб., из которых средства федерального бюджета - 431,9 млрд. руб., средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 67,8 млрд. рублей, внебюджетные источники - 7,5 млрд. рублей.
Объемы финансирования федерального проекта по годам реализации и источникам финансирования:
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
Финансирование всего, млрд рублей, в т.ч. |
40,96 |
40,983 |
42,789 |
130,308 |
130,389 |
121,737 |
507,166 |
Федеральный бюджет |
35,4 |
35,42 |
35,42 |
111,06 |
111,06 |
103,58 |
431,94 |
Региональные бюджеты |
5,56 |
5,563 |
5,563 |
17,442 |
17,442 |
16,27 |
67,84 |
Внебюджетные источники |
0 |
0 |
1,806 |
1,806 |
1,887 |
1,887 |
7,386 |
За счет указанных средств планируется выход в 2023 году на значение не менее ста тридцати процентов соотношения расселяемого жилья к признаваемому непригодным для проживания. Средства позволят расселить более 660 тыс. человек из 12 млн. кв. м аварийного жилья на территории 82 регионов.
Справочно: г. Москва, г. Санкт-Петербург и г. Севастополь осуществляют расселение аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации без привлечения средств федерального бюджета.
Финансовая поддержка, предоставляемая субъектам Российской Федерации в рамках Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", будет осуществляться в пределах средств, выделяемых государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в объемах, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сверх предусмотренных федеральным проектом средств.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда)"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда)" не потребует изменений в иные федеральные законы.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда)"
N п/п |
Наименования проектов нормативных правовых актов |
Обоснование необходимости их подготовки |
Срок подготовки |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
1. |
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка и критериев отнесения многоквартирного дома к многоквартирным домам, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов" |
Утверждение соответствующего порядка предусмотрено проектируемой частью 2.1 статьи 168 Жилищного Кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта |
в течение 4 месяцев с даты принятия Федерального закона |
Минстрой России Минэкономразвития России Минфин России |
2. |
проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий порядок определения размера этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда |
Утверждение соответствующего порядка предусмотрено проектируемой частью 2.1 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в редакции законопроекта |
в течение 3 месяцев с даты принятия Федерального закона |
Минстрой России Минэкономразвития России Минфин России |
3. |
проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающий порядок определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное в признанном в установленном порядке аварийным многоквартирном доме |
Утверждение соответствующего порядка предусмотрено проектируемой частью 7.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Законопроекта |
в течение 4 месяцев с даты принятия Федерального закона |
Минстрой России Минэкономразвития России Минфин России |
4. |
приказ Минстроя России "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" |
Утверждение соответствующих требований предусмотрено проектируемой частью 2.3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в редакции законопроекта |
в течение 2 месяцев с даты принятия Федерального закона |
Минстрой России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.