Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 809590-7 "О внесении изменений в раздел III Федерального закона "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР с 25 февраля 1988 года для обеспечения общественной безопасности, предотвращения межнациональных вооруженных столкновений и массовых выступлений были введены войска Министерства обороны СССР и Министерства внутренних дел СССР в республики Закавказья.
Численность военнослужащих, направленных в 1988 году в Армению - 6 тысяч военнослужащих, в Азербайджан - 9 тыс. военнослужащих, в Нагорно-Карабахскую автономную область - 3,6 тысяч военнослужащих. В последующем, в 1988 году были введены войска в Абхазию численностью более 3 тыс. военнослужащих, в Республику Узбекистан - более 4 тысяч военнослужащих.
На основании действующего законодательства СССР в ряде районах территорий республик Азербайджан, Армения, Узбекистан, Абхазия, Нагорно-Карабахской автономной области был введен "режим чрезвычайного положения", а также установлен для населения "комендантский час", созданы оперативно - войсковые группы (ОВГ). В составе введенных на территории вышеуказанных республик войск были воздушно-десантные соединения, оперативные части Внутренних войск МВД СССР, курсанты военных училищ, служащие отделов внутренних дел МВД СССР и пограничные спецчасти КГБ СССР. Военнослужащие обеспечивали общественный порядок и безопасность, блокировали особо опасные районы, предотвращали массовые беспорядки, разоружали незаконно-вооруженные преступные группы, предотвращали вооруженные столкновения, усиливали охрану Государственной границы СССР в условиях ведения боевых действий и боестолкновений. Практически все военнослужащие вышеуказанных войск и военных частей, исполняя свой воинский долг, приказы вышестоящих командиров и начальников, принятых постановлений Верховного Совета СССР и Правительства СССР, старались предотвратить межнациональную братоубийственную войну на территории указанных республик и ИКАО в составе СССР.
По имеющимся неполным данным, по состоянию на 2010 год, в период локальных боевых действий территориях республик Азербайджан, Армения, Узбекистан, Абхазия, Нагорно-Карабахской автономной области погибло свыше 72 военнослужащих, а в результате полученных тяжелых ранений позже умерло 45 военнослужащих. Точные данные о численности раненных в боевых столкновениях, как и количество военнослужащих, признанных инвалидами вследствие ранений, контузий и заболеваний, связанных с военными травмами,- неизвестно.
За участие в боевых действиях при обеспечении общественного порядка и безопасности, блокировании особо опасных районов, предотвращении массовых беспорядков, разоружении незаконно-вооруженных преступных групп, предотвращении вооруженных столкновений, усилении охраны Государственной границы СССР в условиях введенного чрезвычайного положения в районах вышеуказанных республик Закавказья, ИКАО, были награждены: орденами СССР - 232 военнослужащих, боевыми медалями - 1057 военнослужащих, двоим офицерам присвоено звание "Герой Советского Союза", один из которых, лейтенант О. Бабак из Внутренних войск МВД СССР, погиб в бою в Нагорно-Карабахской автономной области в 1991 году.
Вопрос о признании советских солдат и офицеров (являющихся теперь гражданами России), участниками боевых действий в период 1988-1992 годов на территории республик Закавказья, Узбекистана, в Нагорно-Карабахской автономной области до сих пор не решён. Сложившаяся ситуация является несправедливым и негуманным по отношению к нашим согражданам, честно и добросовестно выполнявшим свой воинский долг. Это несправедливо и потому, что лица, выполнявшие аналогичные обязанности в ЧУ Корее и Вьетнаме, Алжире и Египте, Йеменской Арабской Республике, Анголе и Мозамбике, Камбодже и Лаосе, Эфиопии и Афганистане, Ливане и Таджикистане, - приравнены к участникам боевых действий.
Руководство Минобороны России и МВД России в ответах военнослужащим, обращающихся к ним по вопросу установления им мер социальной поддержки как участникам боевых действий в Республиках Закавказья, Узбекистан, в Нагорно-Карабахской автономной области в 1988 - 1992 годах, сообщают о том, что данный вопрос может быть решен только после включения в "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации", указанный в приложении к Федеральному закону "О ветеранах", периодов проведения боевых действий на территориях республик Азербайджан, Армения, Узбекистан, Абхазия, Нагорно-Карабахской автономной области.
Принимая во внимание, что в нынешней сложной, тревожной обстановке, сложившейся вокруг России, особенно важно поддержать патриотизм российских солдат и офицеров, защищающих территориальную целостность страны, группа депутатов Государственной Думы подготовила проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах".
В законопроекте предлагается дополнить раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указанного в приложении к Федеральному закону "О ветеранах", абзацами двадцать девять - тридцать четыре следующего содержания:
"Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне и защите границ, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и локальных боевых действиях:
на территории Республики Азербайджан: с марта 1988 года по декабрь 1992 года;
на территории Республики Армения: с марта 1988 года по декабрь 1992 года;
на территории Нагорно-Карабахской области: с марта 1988 года по декабрь 1992 года;
на территории Республики Узбекистан: с марта 1988 года по декабрь 1992 года;
на территории Республики Абхазия с марта 1988 года по декабрь 1992 года".
В данном проекте федерального закона предлагается признать граждан России, участвовавших в период с марта 1988 года по 1992 год в боевых действиях на территориях республик Азербайджан, Армении, Абхазия, Узбекистан, в Нагорно-Карабахской автономной области ветеранами боевых действий с учетом того, что они в самые тяжелые для этих республик СССР периоды не дали там развиться всеобщей внутренней гражданской войне. Необходимо помнить, что эти ветераны боевых действий, возраст которых после вступления в силу предлагаемого федерального закона превысит 60-70 лет, нуждаются в моральной, а часть из них - в дополнительной материальной и социальной поддержке государства.
Необходимо обратить внимание на то, что еще в 2013 году был принят Закон от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", нормы которых действуют с изменениями до настоящего времени. А за периоды, до принятия данного закона, то есть с 1988 по 1992 года, в отношении военнослужащих, курсантов, военных училищ внутренних войск МВД СССР, принимавших участие в установлении конституционного порядка в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, не был принят закон о признании их ветеранами боевых действий.
Признавая проявленное ими мужество и стойкость при выполнении воинского долга, участие в боевых действиях и боестолкновениях в условиях чрезвычайного положения в республиках Закавказья, Узбекистан, НКАО в период с марта 1988 по декабрь 1992 года, считаем необходимым восстановить по отношению к ним историческую и социальную справедливость - признать указанных военнослужащих ветеранами боевых действий и предоставить им меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.