Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 812541-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части оперативного ограничения доступа к информации в сети "Интернет", содержащей материалы жестокого обращения с животными"
Досье на проект федерального закона
В последнее время в сети Интернет массово распространяется информация, которая содержит материалы о жестоком обращении с животными, в том числе указанная информация становится доступна несовершеннолетним детям, что негативно сказывается на их психическом состоянии.
По информации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в рамках судебного порядка признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в Роскомнадзор, с целью внесения в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр), поступают вступившие в законную силу судебные решения, касающиеся признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации о жестоком обращении с животными, а также о незаконной продаже редких видов животных.
Всего за период апробации статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) в Роскомнадзор, как уполномоченный орган по ведению Единого реестра, поступило 1475 судебных решений указанной направленности.
С заявлениями в суды о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, как правило, обращаются прокуроры.
При подаче заявлений в суд прокуроры применяют успешно апробированную конструкцию, используя часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которой запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в качестве основания для признания различных видов информации запрещенной.
При этом Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают наступление уголовной и административной ответственности (соответственно) за следующие виды правонарушений.
Статья 245 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещает под угрозой наступления уголовной ответственности жестокое обращение с животными, незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Судебная процедура признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является достаточно длительной (не менее 3 месяцев).
При этом доступ к информации, размещенной на информационных ресурсах в сети Интернет и имеющей признаки запрещенной, не ограничивается до вступления в законную силу решения суда и поступления его в Роскомнадзор с целью взаимодействия с операторами связи для последующего ограничения доступа.
В связи с чем назрела необходимость введения более оперативной процедуры ограничения доступа к информации в сети Интернет, содержащей материалы жестокого обращения с животными.
Законопроект является результатом анализа правоприменительной практики, в том числе судебных актов о признании информации о жестоком обращении с животными запрещенной, и направлен на пресечение распространения в сети Интернет информации, которая может причинить вред психическому здоровью неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
Введение механизма ограничения доступа к информации о жестоком обращении с животными в досудебном порядке не будет подменять собой процессуальное производство, связанное с расследованием уголовных дел, возбуждаемых в связи с выявлением признаков преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В случае выявления признаков состава преступления, закрепленного статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, на сайтах в сети Интернет соответствующая информация будет передаваться в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в рамках установленной компетенции.
Законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части оперативного ограничения доступа к информации в сети Интернет, содержащей материалы жестокого обращения с животными" предусматривает внесудебное, на уровне уполномоченного органа, который будет определен Правительством Российской Федерации, ограничение доступа к информации, содержащей материалы о жестоком обращении с животными.
Соответствующее изменение вносится в пункт 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которым решение о признании отдельных видов информации запрещенными принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (в настоящее время Роскомнадзор, Роспотребнадзор, ФНС России, МВД России). Пункт 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" будет дополнен подпунктом "з", в котором будет обозначен новый вид информации, признаваемый запрещенным к распространению в сети Интернет (информация, содержащая материалы о жестоком обращении с животными).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части оперативного ограничения доступа к информации в сети "Интернет", содержащей материалы жестокого обращения с животными"
Реализация положений законопроекта потребует выделения дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Данная потребность обусловлена увеличением объема работ и доработкой единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
Расчет трудозатрат:
Виды работ |
Временные затраты на 1 ед., часов |
Прогнозируемый объем работ в год, ед. |
Всего часов |
Обработка обращений |
0,1 |
38 596 |
3 860 |
Направление обращений в уполномоченный орган |
0,1 |
14 976 |
1 498 |
Создание реестровых записей |
0,15 |
9 485 |
1 423 |
Проверка удаления информации |
0,02 |
6 989 |
140 |
Проверка изменения сетевых адресов |
0,02 |
9 865 |
197 |
Исключение реестровых записей |
0,15 |
3 598 |
540 |
Мониторинг возобновления доступа |
0,02 |
4 992 |
100 |
Обработка записей баз данных о провайдерах хостинга, администраторов и владельцев сайтов и (или) страниц сайтов |
0,25 |
1 348 |
337 |
Проверка посещаемости ресурса |
0,02 |
54 912 |
1 098 |
Обработка обращений в рамках горячей линии |
0,08 |
12 092 |
967 |
Всего часов в год |
|
|
10 159,170 |
Суммарно по всем видам работ 2018 г. - 10 159,170 часа/1970 часов (согласно Производственному календарю на 2018 г., подготовленному на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 N 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году") = 5 человек с учетом округления.
Расчет ориентировочной стоимости работ:
Виды работ |
Прогнозируемый объем работ в год, ед. |
Цена единицы по Госконтракту 2017 - 2018, руб. |
Стоимость работ в год, руб. |
Обработка обращений |
0,1 |
80,5 |
3 106 978,00 |
Направление обращений в уполномоченный орган |
0,1 |
80,5 |
1 205 568,00 |
Создание реестровых записей |
0,15 |
120,75 |
1 145 313,75 |
Проверка удаления информации |
0,02 |
16,1 |
112 522,90 |
Проверка изменения сетевых адресов |
0,02 |
16,1 |
158 826,50 |
Исключение реестровых записей |
0,15 |
120,75 |
434 458,50 |
Мониторинг возобновления доступа |
0,02 |
16,1 |
80 371,20 |
Обработка записей баз данных о провайдерах хостинга, администраторов и владельцев сайтов и (или) страниц сайтов |
0,25 |
201,25 |
271 285,00 |
Проверка посещаемости ресурса |
0,02 |
16,1 |
884 083,20 |
Обработка обращений в рамках горячей линии |
0,08 |
64,4 |
778 724,80 |
ИТОГО в год |
|
|
8 178 131,85 |
Стоимость услуг по доработке Единого реестра, по предварительным оценкам, составит порядка 1 млн. рублей.
Таким образом, потребность дополнительного финансового обеспечения составит порядка 9178 131,85 рубля.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием к проекта Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части оперативного ограничения доступа к информации в сети Интернет, содержащей материалы жестокого обращения с животными"
Принятие законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено";
- приказ Роскомнадзора N 84, МВД России N 292, Роспотребнадзора N 351, ФНС России N ММВ-7-2/461@ от 18.05.2017 "Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2017, регистрационный N 47207).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.