Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 814541-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N АД-П9-7382, данного на основании подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165 ГС, и предусматривает повышение ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом путем введения дисквалификации должностных лиц и конфискации транспортных средств.
По информации Ространснадзора, в 2016 - 2017 годах по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) наблюдается рост количества административных правонарушений:
|
Статья 11.33 Кодекса |
|||
2016 г. |
2253 |
47 |
4755 |
178 |
2017 г. |
3633 |
95 |
6038 |
328 |
2018 г. |
4507 |
176 |
6072 |
581 |
4 месяца 2019 г. |
1093 |
77 |
1470 |
181 |
Кроме того, отсутствие в части 4 статьи 14.1.2 Кодекса такого административного наказания, как дисквалификация, позволяет реализовывать схему, когда одно физическое лицо является учредителем или руководителем нескольких юридических лиц и при административном приостановлении его деятельности транспортные средства по договору аренды передаются другому юридическому лицу, в отношении которого данное физическое лицо является учредителем или руководителем.
С учетом большого количества перевозчиков (по состоянию на 23 сентября 2019 г. выдано 54511 лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами) урегулирование указанных вопросов представляется актуальным.
В связи с изложенным в статьи 3.11, 11.33 и 14.1.2 Кодекса вносятся положения, устанавливающие для должностных лиц административное наказание в виде дисквалификации за нарушения (повторное или с грубым нарушением условий лицензии) при осуществлении деятельности в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3.2 Кодекса конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения установлена в качестве санкции за совершение всех административных правонарушений.
В соответствии с частью 4 статьи 3.7 Кодекса конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса.
Кроме того, законопроектом проектируются альтернативные составы административных наказаний (административный штраф или конфискация) и правом вынесения постановления об административном наказании в виде конфискации транспортного средства предлагается наделить суд путем внесения изменений в статьи 23.1, 23.36 и 28.3 Кодекса.
Суд, при рассмотрении по существу материалов по протоколу об административном правонарушении по проектируемым законопроектом статьям, вправе принять решение об административном штрафе, если собственник автобуса не является лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно подпункту "д" пункта 9 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N 195, лицензирующий орган (Ространснадзор) включает в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность, в части указания правового основания владения автобусом лицензиата (право собственности или иное законное основание владения автобусом).
По состоянию на 23 сентября 2019 г. в реестре содержатся сведения о 273303 автобусах, в том числе находящихся:
в собственности -143555;
в аренде-101427;
в лизинге - 17303;
в оперативном управлении - 2703;
в хозяйственном ведении - 8296;
в безвозмездном пользовании - 19.
Федеральным законом от 30 октября 2018 г. N 386-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" устанавливается обязательное лицензирование деятельности по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более чем восьми человек.
Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признана утратившей силу статья 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, с двадцати двух часов вечера до шести часов утра должна осуществляться на парковках, соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В связи с этим представляется целесообразным признать утратившей силу часть 3 статьи 11.33 Кодекса, которой установлена ответственность за стоянку в ночное время автобуса, трамвая или троллейбуса, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров, вне установленных мест.
Статья 14.1.2 Кодекса устанавливает различную административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии для граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При этом примечанием N 1 к данной статье установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, в статье 14.1.2 Кодекса существует внутреннее противоречие, которое предлагается устранить путем исключения норм о размере административного штрафа для индивидуальных предпринимателей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.