Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 815115-7 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации приоритетного национального проекта "Международная кооперация и экспорт", разработанного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". При подготовке законопроекта учтены положения Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р.
Законопроект направлен на установление правовых, организационных, технологических и экономических основ в области виноградарства и виноделия, определение форм, условий и порядка осуществления государственной поддержки в данной области, установление полномочий, в том числе контрольных, органов государственной власти и местного самоуправления, а также правового положения лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия.
На данный момент в России отсутствует систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая отношения в данной сфере. Отдельные нормы, содержащиеся в различных актах, зачастую противоречат друг другу, оставляют неурегулированными важные для функционирования отрасли вопросы. Законопроект вводит единое комплексное правовое регулирование в сфере производства и оборота продукции виноградарства и виноделия.
Кроме того, действующие в настоящее время нормативные правовые акты в сфере производства и оборота алкогольной продукции ориентированы прежде всего на продукцию с высоким содержанием спирта и практически не учитывают специфику винодельческого производства.
Указанные недостатки существующего правового регулирования создают препятствия для развития отечественной отрасли виноградарства и виноделия, оказывают негативное влияние на правоприменительную практику, затрудняют осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в данной области.
При разработке законопроекта учитывалась необходимость:
- корректировки терминологии, используемой в виноделии для классификации продукции виноделия, с учетом состава такой продукции, способов ее производства и защиты интересов потребителей. В частности, в законопроекте определяются понятия, как "вино", "крепленое вино", "игристое вино", "виноградосодержащий напиток", "виноградные насаждения", "виноградник", "виноградо-винодельческая зона", "винодельческое предприятие";
- законодательного закрепления технологических правил производства винодельческой продукции;
- сохранения централизованного государственного регулирования и контроля в области виноделия в целях обеспечения безопасности и качества винодельческой продукции, противодействия нелегальному производству и обороту винодельческой продукции;
- введения обязательных требований к этикетке винодельческой продукции, позволяющих четко отделять вино, крепленое вино, игристое вино от иной винодельческой продукции - виноградосодержащих напитков, что должно ограничить возможность злоупотреблений и обмана потребителей;
- установления единых требований для отечественной и иностранной (импортируемой) винодельческой продукции, отсутствие которых по отношению к импорту приведет к ухудшению положения отечественных производителей по мере усиления внутреннего регулирования отрасли.
В качестве основных целей государственной политики в области виноградарства и виноделия законопроект определяет прежде всего повышение качества продукции виноградарства и продукции виноделия, производство и оборот которой осуществляется на территории Российской Федерации, повышение ее конкурентоспособности, увеличение количества российских субъектов виноградарства и виноделия, обеспечение и защита права граждан на безопасность продукции виноградарства и продукции виноделия, на достоверную информацию о месте происхождения, составе и характеристиках продукции виноделия.
К субъектам виноградарства и виноделия отнесены виноградарские и винодельческие хозяйства, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство продукции виноградарства и (или) виноделия, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом из сферы действия закона предлагается исключить деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в целях, не связанных с реализацией произведенной продукции виноградарства, а также деятельность граждан, ведущих садоводство и огородничество.
Законопроектом предлагается установить требования к учету и хозяйственному использованию виноградопригодных земель, ведению федерального реестра виноградных насаждений, осуществлению инвентаризации и паспортизации виноградных насаждений, требования к безопасности продукции виноградарства, а также ввести обязательное декларирование урожая винограда.
Законопроект предусматривает создание Центральной дегустационной комиссии и специализированных дегустационных комиссий виноградо-винодельческих зон, призванных осуществлять проведение органолептической оценки продукции виноградарства и винодельческой продукции, произведенной на территории соответствующей виноградо-винодельческой зоны виноградарскими хозяйствами и винодельческими хозяйствами, включая органолептическую оценку вина с защищенным географическим указанием и вина с защищенным наименованием места происхождения. Порядок создания и деятельности таких комиссий будет определяться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Особое внимание в законопроекте уделено порядку создания и деятельности саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов, которые создаются в соответствии с предусмотренным законопроектом территориальным делением виноградопригодных земель.
Законопроект устанавливает технологические правила производства винодельческой продукции, включая разрешенные и запрещенные технологические приемы производства вина, крепленого вина, игристого вина. Также регламентируются особые требования к сырью и материалам, разрешенным к применению при производстве вина, крепленого вина, игристого вина, определяются особенности маркировки и розничной продажи винодельческой продукции.
Кроме того, законопроектом вводится понятие российской национальной системы защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения, в рамках которой предлагается учитывать территориальное деление виноградопригодных земель Российской Федерации, определить особенности производства, маркировки и розничной продажи российских вин защищенного наименования.
Законопроектом предлагается закрепить применение такого подхода к оценке характеристик винодельческой продукции, находящийся в розничной продаже на территории Российской Федерации, как составление рейтинга винодельческой продукции, который подлежит опубликованию и включает информацию, в том числе о проведенной оценке органолептических, физико-химических, биохимических характеристиках образцов продукции, включенных в рейтинг.
Законопроектом предусматриваются следующие формы государственной поддержки в области развития виноградарства и виноделия: финансовая поддержка субъектов виноградарства и виноделия; имущественная поддержка субъектов виноградарства, виноделия и общественных организаций, осуществляющих контроль в данной сфере деятельности; поддержка мероприятий по обеспечению устойчивого развития виноградных насаждений; поддержка осуществления научно-исследовательской, научно-технической, инновационной и образовательной деятельности в области виноградарства и виноделия; информационная и консультационная поддержка субъектов виноградарства и виноделия; поддержка по обеспечению правовой охраны и продвижению на внутренний потребительский рынок и рынки иностранных государств винодельческой продукции, произведенной из выращенного на территории Российской Федерации винограда.
Законопроектом также урегулированы вопросы осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области виноградарства и виноделия. Особое внимание уделено вопросу организации и осуществления общественного контроля в данной сфере. Законопроект предусматривает, что такой контроль может осуществляться гражданами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями (их ассоциациями и союзами), в том числе саморегулируемыми организациями виноградарей и виноделов, которые для решения уставных задач могут создавать общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.
В целях противодействия незаконному производству и обороту винодельческой продукции законопроектом вводятся специальные нормы, определяющие, какая винодельческая продукция признается фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной, а также устанавливается запрет на производство и оборот такой продукции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в рамках текущего финансирования.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
4. Уголовный кодекс Российской Федерации;
5. Федеральный закон от 22 ноября 2011 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 171-ФЗ следует читать как "22 ноября 1995 г."
6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Принятие Федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.