Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 815736-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" разработан в целях решения проблемы, связанной с идентификацией на таможенных постах музыкальных инструментов или смычков, являющихся культурными ценностями, и прилагаемых к ним документов при их временном вывозе, в том числе в рамках гастрольно-концертной деятельности, а также в связи с участием в музыкальных конкурсах, мастер-классах.
Для этого законопроектом в отношении находящихся в частной собственности музыкальных инструментов или смычков, отнесенных по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, либо к культурным ценностям, имеющим особое значение, либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза (далее - музыкальный инструмент или смычок), предусматривается особый порядок.
Для получения заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкального инструмента или смычка необходимо оформить паспорт на такой музыкальный инструмент или смычок. Паспорт оформляется Минкультуры России.
В паспорте на музыкальный инструмент или смычок указывается идентификационная информация о них, о собственнике либо арендаторе инструмента или смычка, а также размещается фотография указанного музыкального инструмента или смычка. В случае если музыкальный инструмент или смычок включен в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, в паспорт включаются соответствующие сведения. Паспорту присваивается уникальный номер.
Сведения, содержащиеся в паспорте, вносятся Минкультуры России в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках, являющуюся государственным информационным ресурсом.
Для получения заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкальный инструмент или смычок должны быть промаркированы химической и радиочастотной метками (далее - средства идентификации).
Правила маркировки музыкальных инструментов или смычков, в том числе особенности маркировки отдельных видов музыкальных инструментов или смычков, требования к средствам идентификации и их характеристики, в том числе структура и формат кодов маркировки, правила нанесения средств идентификации на музыкальные инструменты или смычки, будут определяться Правительством Российской Федерации в Положении о маркировке музыкальных инструментов или смычков.
О проведенной маркировке музыкального инструмента или смычка производится отметка в его паспорте, а сведения о нанесении маркировки на музыкальный инструмент или смычок либо об отказе в маркировке музыкального инструмента или смычка вносятся в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках.
Отсутствие на музыкальном инструменте или смычке маркировки будет являться основанием для отказа физическим или юридическим лицам в выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков.
В целях использования музыкантами струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков, находящихся в государственной собственности и включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (например, струнных смычковых музыкальных инструментов, относящихся к Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации и хранящихся в Российском национальном музее музыки), законопроектом устанавливается порядок временного вывоза таких инструментов физическими или юридическими лицами (не музеями).
Законопроектом предусматривается обязанность таможенных органов при временном вывозе осуществлять проверку охранной маркировки на музыкальных инструментах или смычках, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, маркировки музыкальных инструментов или смычков, нанесенной в соответствии с проектируемой законопроектом статьей 35.13 Закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, а также паспортов и заключения (разрешительного документа) на временный вывоз музыкального инструмента или смычка.
Информация, содержащаяся в Единой базе данных о музыкальных инструментах и смычках, будет передаваться в ФТС посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Законопроектом предусматриваются переходные положения в отношении действия заключений на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков, являющихся культурными ценностями, которые выданы до дня вступления в силу законопроекта и срок действия которых не истек. Такие разрешения действуют до истечения срока их действия (5 лет) при условии соблюдения требований, установленных законопроектом, а именно при наличии на музыкальном инструменте или смычке маркировки химической и радиочастотной метками, нанесенной в соответствии с законопроектом, либо охранной маркировки (в отношении музейных предметов), а также паспорта на музыкальный инструмент или смычок с обязательным включением сведений о маркировке (охранной маркировке) и о паспорте в Единую базу данных о музыкальных инструментах и смычках.
Законопроект предоставляет юридическим лицам (по аналогии с физическими лицами) возможность получить паспорт на музыкальный инструмент или смычок, отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, что в последующем при получении заключения (разрешительного документа) на временный вывоз позволит не предоставлять экспертное заключение и не проводить экспертизу инструментов каждый раз при оформлении временного вывоза музыкального инструмента или смычка.
Законопроектом устанавливается срок действия паспорта на музыкальный инструмент или смычок, который будет составлять 10 лет, за исключением случаев, когда музыкальный инструмент, не являющийся культурной ценностью, до истечения срока действия стал соответствовать критериям культурной ценности. В этом случае паспорт подлежит замене.
Также законопроект освобождает от проведения экспертизы культурных ценностей физических или юридических лиц, временно вывозящих струнные смычковые музыкальные инструменты или смычки, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, при наличии охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". В данном случае при выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз струнного смычкового музыкального инструмента или смычка экспертное заключение требоваться не будет.
Кроме того, законопроектом освобождаются от предоставления документа, подтверждающего страхование временно вывозимых культурных ценностей, или документа о государственной гарантии финансового возмещения стоимости временно вывозимых культурных ценностей физические и юридические лица, культурные ценности которых находятся в их собственности, за исключением культурных ценностей, включенных в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. С учетом того, что указанными лицами временно вывозятся культурные ценности, находящиеся в их собственности, обязательное их страхование представляется избыточным.
При оформлении паспорта на музыкальный инструмент или смычок, которые по результатам экспертизы культурных ценностей не отнесены к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, в нем производится запись о том, что в отношении указанного музыкального инструмента или смычка не установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - законопроект) не повлечет дополнительные расходы федерального бюджета и будет осуществляться в пределах штатной численности и фонда оплаты труда Минкультуры России и ФТС России.
Увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств не предусматривается.
Для реализации законопроекта потребуются бюджетные средства в размере 74 138 840 рублей. Финансовое обеспечение будет осуществляться за счет соответствующего перераспределения средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы - подпрограмма 2 "Искусство" основное мероприятие 2.5 "Организация и проведение мероприятий, а также работ по строительству, реконструкции, реставрации, посвященных значимым событиям российской культуры" КБК-08011120596486244.
Главным распорядителем средств федерального бюджета будет являться Минкультуры России.
Расчет затрат осуществлялся исходя из следующего:
I. Технические средства нанесения маркировки:
Прибор для нанесения маркировки - емкость маркировки 100 предметов; стоимость маркировки одного предмета 30 рублей, цена прибора - 3 000 рублей.
II. Технические средства для выявления маркировки:
Портативный детектор маркировки (детектор маркировки) 50 000 рублей.
III. Реагенты для выявления скрытых компонентов маркировки:
Реагенты типа "ФАС" - одна партия вещества для 500 операций - 80 000 рублей.
IV. Пункты оснащения:
Центр маркировки.
Технические средства нанесения маркировки - 10 шт. (1 прибор - 3 000 рублей).
Детектор маркировки - 2 шт. (1 детектор маркировки - 50 000 рублей).
Реагенты: 1 партия (1 реагент - 80 000 рублей).
Итого: 210 000 рублей.
Территориальные органы Минкультуры России и Центральный аппарат.
Детектор маркировки, в количестве 18 шт. (1 детектор маркировки - 50 000 рублей), в том числе:
центральный аппарат Минкультуры России - 2 шт.
Управление Минкультуры России по ЦФО - 3 шт.
Управление Минкультуры России по СЗФО - 3 шт.
Управление Минкультуры России по ЮФО и СКФО (включая 2 территориальных отдела) - 3 шт.
Управление Минкультуры России по СФО (включая 2 территориальных отдела) - 3 шт.
Управление Минкультуры России по ДФО (включая 1 территориальный отдел) - 2 шт.
Управление Минкультуры России по ПФО - 1 шт.
Управление по УФО - 1 шт.
Итого: 900 000 рублей.
Таможенные органы:
Детектор маркировки (приборы распознавания маркировки) -119 шт. (1 детектор маркировки - 50 000 рублей).
Количество приборов распознавания маркировки обусловлено расчетами необходимого количества пунктов пропуска (аэропорты и автомобильные пункты пропуска) с учетом того, что некоторые посты имеют несколько выходов.
Итого: 5 950 000 рублей.
V. Разработка технологии идентификационной маркировки музыкальных инструментов химическими метками - 25 000 000 рублей (Минкультуры России).
Разработка технологии идентификационной маркировки музыкальных инструментов, в том числе:
1. Разработка композиционного химического состава и методики нанесения с его использованием защитно-идентификационной маркировки на музыкальные инструменты и смычки.
1.1. Исследования по поиску и синтезу химических соединений, ответственных за формирование уникального комплекса идентификационных признаков и отвечающих всем предъявляемым требованиям:
- сохранность метки, нанесенной на поверхность инструмента, и ее идентификационных струнных признаков в течение не менее пяти лет;
- безопасность по отношению к инструменту и его акустическим характеристикам;
- визуальная незаметность метки на поверхности инструмента;
- наличие визуальных признаков (люминесценция в видимой области спектра), скрытых признаков, обнаружение которых требует специального детектора, а также признаков экспертного уровня, идентифицируемых с помощью портативного спектрально-аналитического оборудования.
1.2. Разработка и изготовление методик и технических средств нанесения меток на музыкальные инструменты и смычки.
1.3. Проведение экспериментального исследования соответствия разработанного состава, методик и технических средств нанесения меток на соответствие предъявляемым требованиям; получение заключения о применимости разработанных средств для маркировки музыкальных инструментов и смычков.
Ориентировочная стоимость - 20 000 000 руб.
2. Разработка и изготовление программно-аппаратного комплекса для выявления и идентификации маркировочного состава и меток на его основе.
2.1. Разработка и изготовление портативного детектора, обеспечивающего в условиях таможенного контроля возможность обнаружения маркировки и регистрации ее групповых идентификационных признаков, подтверждающих, что инструмент является культурной ценностью.
Ориентировочная стоимость - 5 000 000 руб.
Итого: 25 000 000 рублей.
VI. Разработка информационного реестра учета идентификационной
маркировки музыкальных инструментов - 10 000 000 рублей для Минкультуры России.
При оценке финансового обеспечения учитывался следующий состав указанного мероприятия:
- разработка, тестирование, ввод в эксплуатацию процесса регистрации и учета информации об идентификационной маркировке струнных музыкальных инструментов;
разработка, тестирование, ввод в эксплуатацию реестра (информационного ресурса) сведений об идентификационной маркировке струнных музыкальных инструментов;
- разработка, тестирование, ввод в эксплуатацию вида сведений в формате СМЭВ 3 для передачи по согласованной с ФТС России ТКМВ информации об идентификационной маркировке струнных музыкальных инструментов.
Итого: 10 000 000 рублей.
VII. Финансовое обеспечение работ по разработке технологии маркировки музыкальных инструментов метками радиочастотной идентификации будет осуществляться Минкультуры России в рамках выделяемых бюджетных ассигнований.
Сметная стоимость работ на разработку технологии маркировки музыкальных инструментов метками радиочастотной идентификации составляет 32 078 840 рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с реализацией проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Реализация Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о маркировке музыкальных инструментов или смычков".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 2 статьи 35.13 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Единой базе данных о музыкальных инструментах и смычках".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 11 статьи 35.13 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
3) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка проверки (идентификации) таможенным органом охранной маркировки на музыкальных инструментах или смычках, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, маркировки музыкальных инструментов или смычков, а также паспортов на музыкальные инструменты или смычки и заключений (разрешительных документов) на временный вывоз музыкальных инструментов или смычков".
Обоснование необходимости подготовки: абзац второй пункта 8 статьи 35.6 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
II. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в "Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352.
Обоснование необходимости подготовки: абзац седьмой пункта 6 статьи 35.6 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
III. Принятие Федерального закона потребует принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказа Минкультуры России "Об утверждении формы паспорта на музыкальный инструмент или смычок, отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение, или неотнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза".
Обоснование необходимости подготовки: абзац пятнадцатый пункта 6 статьи 35.6 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2) приказа Минкультуры России "Об утверждении порядка выдачи паспорта на музыкальный инструмент или смычок, отнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение, или неотнесенные по результатам экспертизы культурных ценностей к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза".
Обоснование необходимости подготовки: абзац пятнадцатый пункта 6 статьи 35.6 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.