Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 745091-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект предлагает внести изменения в отдельные положения Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Проектируемое положение нового абзаца седьмого статьи 3 Федерального закона N 79-ФЗ дополняет назначения государственного резерва обеспечением "мероприятий по предупреждению или локализации эпидемий, эпизоотий и радиационного заражения", которое следует соотнести с имеющимся в этой статье - обеспечением "неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" (в части "локализации"). Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) ликвидация чрезвычайных ситуаций представляет собой аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные в том числе на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Кроме того, эпидемии, эпизоотии рассматриваются в качестве разновидностей чрезвычайных ситуаций (см. пункт "б" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", часть 1 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ).
Обращаем внимание, что в настоящий момент для финансирования указанных мероприятий предусмотрена в том числе возможность выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации (см. статья 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий").
Следует соотнести проектируемый абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 79-ФЗ, который в качестве отдельного основания выпуска материальных ценностей из государственного резерва вводит "обеспечение мероприятий по проверке состояния мобилизационной готовности", с используемым в подпункте 10 пункта 3 статьи 2, подпункте 14 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ) понятием "оценка состояния мобилизационной готовности". При этом следует учитывать, что абзацем восьмым пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 79-ФЗ уже предусмотрено самостоятельное основание для выпуска материальных ценностей "для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации". Кроме того, из буквального толкования статьи 2 Федерального закона N 31-ФЗ мобилизационная подготовка и мобилизация рассматриваются в неразрывной связи, а также имеют общие принципы и содержание.
В проектируемом пункте 19 статьи 13 Федерального закона N 79-ФЗ в части выпуска материальных ценностей из государственного резерва в форме передачи на безвозмездной основе содержится только одно требование - принятие соответствующего акта Правительства Российской Федерации, в отличие от порядка, предусмотренного для выпуска материальных ценностей из государственного резерва в форме передачи на возмездной основе, который определяет конкретные требования (см. пункт 17 статьи 13 проекта).
Предлагаемую законопроектом редакцию пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона, устанавливающую, что поставки материальных ценностей в государственный резерв планируются в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете, следует соотнести с положениями пункта 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предусматривающего возможность включения в состав государственного оборонного заказа поставки продукции в целях накопления материальных ценностей государственного материального резерва (в части указания целей накопления и ограничений поставок в пределах средств финансового года).
Кроме того, требуется соотнести проектируемое положение пункта 8 статьи 13 Федерального закона N 79-ФЗ с нормами об обеспечении государственного контракта, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части требований к банковским гарантиям и счету, "на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему управление государственным резервом, или его территориальному органу").
С учетом проектируемой редакции статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ требуют согласования между собой вводимые в статью 2 Федерального закона N 79-ФЗ новые понятия "формирование государственного резерва", "накопление материальных ценностей в государственном резерве", "обслуживание запасов государственного резерва" и предлагаемая редакция понятия "выпуск материальных ценностей из государственного резерва". Несогласованность в основополагающих понятиях закона может привести к проблемам в правоприменительной практике.
Наименование законопроекта следует оформить следующим образом: "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве".
Статью 2 законопроекта следует исключить как излишнюю.
Иные замечания юридико-технического характера прилагаются на 19 листах.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.