Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 817499-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - проект закона) разработан с целью ужесточения требований к выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и направлен на усиление контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Проектом закона предлагается дополнить перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, установленный пунктом 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), основаниями, предусматривающими:
1) наличие вступившего в законную силу решения об аннулировании ранее выданной заявителю лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по причине выявления оборота алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 171-ФЗ либо с поддельными марками, если заявление представлено в течение пяти лет со дня вступления решения об аннулировании лицензии в законную силу.
При этом действие предлагаемой нормы распространяется на организации и крестьянско-фермерские хозяйства без образования юридического лица, в которых на дату подачи заявления о выдаче лицензии учредителем и (или) лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени заявителя, является лицо, бывшее в момент совершения административного правонарушения, повлекшего аннулирование лицензии, учредителем либо имевшее право без доверенности действовать от имени организации или крестьянско-фермерского хозяйства, чья лицензия была аннулирована;
2) наличие в государственном сводном реестре выданных лицензий сведений об имеющейся у соискателя лицензии на дату подачи заявления лицензии на тот же вид деятельности, в том числе сведений о приостановлении действия такой лицензии в связи с нарушением, являющимся основанием для аннулирования лицензии.
При этом действие предлагаемой нормы распространяется не только непосредственно на организации и (или) крестьянско-фермерские хозяйства без образования юридического лица, которым ранее была выдана лицензия, впоследствии аннулированная, но и на заявителей, учредителем и (или) лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени которых на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии, является лицо, бывшее в момент совершения административного правонарушения, повлекшего аннулирование лицензии, учредителем либо имевшее право без доверенности действовать от имени организации или крестьянско-фермерского хозяйства, чья лицензия была аннулирована.
Также проектом закона предлагается дополнить абзац первый пункта 2 статьи 20 положением, предусматривающим, что лицензирующий орган не принимает решение о досрочном прекращении действия лицензии, если заявление о досрочном прекращении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции поступило в лицензирующий орган после принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии либо после направления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 года N 824 "Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке".
Предлагаемые изменения направлены на предотвращение возникающих на практике ситуаций, когда лицензиат, допустивший нарушение требований к обороту алкогольной продукции, после направления лицензирующим органом в суд заявления об аннулировании лицензии либо в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка вынесенного в отношении него постановления по делам об административных правонарушениях направляет в кратчайшие сроки заявление о досрочном прекращении действия данной лицензии, а затем заявление о выдаче новой лицензии либо когда руководитель и (или) учредитель организации, чья лицензия была аннулирована, прекращает деятельность такой организации, создает новое юридическое лицо и обращается с заявлением о выдаче лицензии новому юридическому лицу, тем самым избегая меры воздействия, заключающейся в лишении специального права на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Следует отметить, что предлагаемые проектом закона основания для отказа в выдаче лицензии распространяются только на один из видов деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на который лицензия была выдана ранее - розничную продажу алкогольной продукции, при этом причинами, послужившими основанием для аннулирования лицензии, являются наиболее общественно опасные правонарушения, связанные с незаконным оборотом алкогольной продукции, создающей опасность для жизни и здоровья населения.
С учетом того, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается на срок от одного года до пяти лет, предлагается установить для всех заявителей, чьи лицензии были аннулированы за оборот контрафактной алкогольной продукции, единый срок, в течение которого нельзя подавать заявление на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, - не менее пяти лет со дня вступления решения об аннулировании лицензии в законную силу независимо от срока действия лицензии, остававшегося на момент ее аннулирования.
Обоснованность изменений, предусматривающих отказ в выдаче лицензии при наличии вступившего в законную силу решения об аннулировании ранее выданной лицензии, обусловлена также и судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2018 года N 307-КГ18-16269, согласно которому выдача заявителю новой лицензии до истечения срока, предусмотренного аннулированной лицензией, противоречит сути института аннулирования лицензий).
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" признания утратившими силу, приостановления, принятия нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.