Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 818933-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" разработан по результатам мониторинга правоприменительной практики реализации миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане).
Законопроект направлен на совершенствование механизмов миграционного учета иностранных граждан.
В настоящее время иностранные граждане не вправе ставить других иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения (исключения предусмотрены для высококвалифицированных специалистов в отношении себя и членов своей семьи, а также для иностранных граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в отношении только себя).
Указанное правило, по сути, является ограничением права иностранных граждан, являющихся собственниками жилых помещений на территории Российской Федерации, распоряжаться своим имуществом.
По данным Росреестра, в 2017 году количество зарегистрированных вещных прав на жилые помещения (жилой дом, квартира, комната в квартире) иностранных граждан составило 22423 единицы, в 2018 году - 24071 единица, в январе - июне 2019 г. - 14034 единицы.
В этой связи законопроектом предлагается расширить круг иностранных граждан, имеющих право выступать принимающей стороной, установив такую возможность для всех категорий иностранных граждан, являющихся собственниками жилых помещений.
Кроме того, законопроектом предлагается уравнять в правах и обязанностях постоянно проживающих и временно проживающих иностранных граждан в части постановки на миграционный учет по месту пребывания в общем порядке и в отдельных случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 и частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Предлагаемое изменение обусловлено схожестью указанных правовых статусов и направлено на повышение эффективности миграционного учета и контроля за пребыванием иностранных граждан.
Также законопроектом предлагается установить положение, согласно которому порядок учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 статьи 13 Федерального закона, устанавливается МИДом России по согласованию с МВД России.
Законопроектом предусмотрена возможность подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что позволит значительно упростить для принимающей стороны и иностранных граждан административные процедуры, снизить нагрузку на сотрудников территориальных органов МВД России по обработке и вводу сведений в информационные системы.
Кроме того, предлагается установить возможность для граждан Российской Федерации, иностранных граждан, иностранных юридических лиц и других иностранных организаций, находящихся за пределами территории Российской Федерации и владеющих на праве собственности жилыми или иными помещениями на территории Российской Федерации, выполнять обязанности принимающей стороны через представителя, указанного в договоре о предоставлении помещения либо имеющего нотариально удостоверенную доверенность.
В этом случае представитель от имени принимающей стороны, в ее интересах и по ее поручению осуществляет в рамках определенных принимающей стороной полномочий предоставление иностранному гражданину для проживания соответствующего помещения и исполняет предусмотренные Федеральным законом обязанности принимающей стороны.
На указанного представителя возлагается обязанность по своевременному представлению в орган миграционного учета достоверных сведений при осуществлении учета иностранного гражданина по месту пребывания.
В целях предотвращения нарушений представителем принимающей стороны требований Федерального закона, на основе анализа правоприменительной практики будут выработаны предложения, устанавливающие соответствующие меры ответственности для такого представителя.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию механизмов миграционного учета иностранных граждан, а также станет одним из элементов укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Принимая во внимание, что для реализации Федерального закона потребуется принятие подзаконных нормативных правовых актов, предусматривается вступление Федерального закона в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу положений федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" потребует:
1. Издания постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
2. Издания приказа МВД России, предусматривающего внесение изменений в приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. N 881 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания".
Срок подготовки - в течение девяти месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
3. Издания приказа МВД России, утверждающего форму заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания и форму заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
4. Издания приказа МВД России "О признании не подлежащим применению приказа ФМС России от 9 декабря 2014 г. N 649 "Об утверждении Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
5. Издания приказа МВД России, предусматривающего внесение изменений в приказ МВД России от 18 марта 2019 г. N 142 "Об утверждении формы уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечня содержащихся в нем сведений, требований к его оформлению, порядка его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа, срока хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
6. Издания приказа МИДа России, утверждающего порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в части 1 статьи 13 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МИД России, соисполнитель МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.