Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 820178-7 "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Законопроект) направлен на завершение интеграции в правовую систему Российской Федерации организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной винодельческой продукции, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Необходимость внесения изменений в статью 27 Федерального закона N 171-ФЗ обусловлена следующим.
На протяжении последних 5-ти лет винодельческие организации Республики Крым и города федерального значения Севастополя частично адаптировали производство и оборот алкогольной винодельческой продукции в соответствии с требованиями Федерального закона N 171-ФЗ.
К настоящему времени приведены в соответствие с нормами Федерального закона N 171-ФЗ такие требования, как оснащение основного технологического оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), внедрение программно-аппаратных средств, обеспечивающих маркировку алкогольной продукции федеральными специальными марками, оснащение программно-аппаратными средствами фиксации и передачи информации в систему ЕГАИС в розничной торговле алкогольной продукцией, ведение реестра виноградных насаждений, осуществление учета и декларирования объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции и другие требования.
Вместе с тем, соблюдение таких законодательных требований, как проведение сертификации соответствия основного технологического оборудования по производству и хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснащение производственного технологического оборудования автоматическими средствами измерения концентрации и объема безводного спирта в алкогольной и спиртсодержащей (виноматериалы) продукций, измерения и учета объема готовой продукции, требуют вложения значительных финансовых ресурсов в мероприятия по приведению их в соответствие с требованиями действующего законодательства, в связи с чем предлагается продлить до 1 января 2023 года действие соответствующих норм статьи 27 Федерального закона N 171-ФЗ.
В целях осуществления организациями производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения из винограда, выращенного в Крыму на виноградниках (земельных участках), которые не принадлежат этим организациям на праве собственности, аренды или на ином законном основании, а также из винограда урожаев до 2015 года, законопроектом предлагается продлить до 1 января 2023 года право уполномоченных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь подтверждать в установленном ими порядке объемы винограда, собранного в Крыму и городе федерального значения Севастополе урожаев до 2015 года и переработанного в такую винодельческую продукцию. Эта необходимость продиктована действующими нормами Федерального закона N 171-ФЗ, регулирующими порядок составления и предоставления в лицензирующий орган расчета потребности в федеральных специальных марках для производства и оборота винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения (статья 12), а также требованиями статьи 12 этого закона в части наличия виноградника, как земельного участка, на законных основаниях (статья 11).
До настоящего времени существует необходимость урегулирования вопросов в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на них. Объекты недвижимого имущества заводов первичного и вторичного виноделия, являющиеся государственной собственностью Республики Крым, были переданы винодельческим предприятиям в аренду в составе имущественных комплексов бывших государственных предприятий. С 2019 года только за ГУП РК "ПАО "Массандра" закреплены на праве хозяйственного ведения 1200 объектов недвижимости, участвующих в производстве и обороте спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) и алкогольной продукций, которые не имеют кадастровых паспортов, технической документации и кадастровых номеров, не поставлены в ОГРН на кадастровый учет и на которые отсутствует регистрация прав собственности и пользования на них, за исключением как ранее учтенные. Законопроектом предлагается продлить срок действия положений статьи 27 Федерального закона N 171-ФЗ на 3 года до 1 января 2023 года для завершения работ по постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, присвоения им кадастровых номеров и осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Торговые и складские помещения в стационарных объектах недвижимости, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не соответствуют по общей площади установленным Федеральным законом N 171-ФЗ размерам - не менее 50 кв. м. Торговые объекты (магазины по торговле алкогольной продукцией) размещены в зданиях, построенных до принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, и имеют торговые площади, соответствующие действующему ранее законодательству - не менее 20 кв. м. Увеличение площади торговых и складских помещений с 20 кв. м до 50 кв. м требует их реконструкции (расширения, достройки), что влечет значительные финансовые инвестиции и требует решения ряда вопросов, связанных с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Законопроектом предлагается установить право государственных органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя самостоятельно устанавливать минимальный размер общей площади торговых объектов для розничной торговли алкогольной продукции в городских и сельских поселениях Республики Крым и городе федерального значения Севастополе, которое предоставлено им статьей 27 Федерального закона N 171-ФЗ до 1 января 2020 года, после 1 января 2020 года бессрочно.
Винодельческими организациями Крыма в установленном порядке подан проект изменений в технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности алкогольной продукции", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии 5 декабря 2018 года N 98 (TP ЕАЭС 047/2018), которым инициировано обязательное включение в техрегламент винодельческой продукции с объемной долей этилового спирта от 12,5 процентов - виноградное специальное вино с защищенным географическим указанием и виноградное специальное вино с защищенным наименованием места происхождения. Исторически по традиционной технологии на протяжении многих десятков лет организации Крыма выпускают ликерное специальное с защищенным географическим указанием известнейших брендов "Массандра", "Инкерман", "Коктебель", "Солнечная долина". До момента внесения в Техрегламент TP ЕАЭС 047/2018 указанных изменений законопроектом предлагается продлить действие нормы пункта 2.2 статьи 27 Федерального закона N 171-ФЗ сроком на 5 лет, что позволит продолжать выпускать специальные ликерные вина с объемной долей этилового спирта от 12,5 процентов из выращенного в Крыму винограда.
Также законопроектом предусматривается до 1 января 2025 года продлить право организаций Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также организаций, которые были созданы в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе до 1 января 2015 года и имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование, и которые имеют соответствующие лицензии на осуществление производства вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения, ликерного вина с защищенным географическим указанием (специальное вино), ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения (специальное вино), на осуществление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя розничной продажи произведенных ими такой винодельческой продукции в розлив в потребительскую тару в принадлежащим им стационарных торговых объектах и/или при оказании ими услуг общественного питания в местах оказания таких услуг при условии соблюдения требований Федерального закона N 171-ФЗ, установленных к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании ими услуг общественного питания и потреблению (распитию) алкогольной продукции. Производители вина в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе ежегодно в туристические сезоны осуществляют розничную продажу крымской винодельческой продукции собственного производства в розлив в больших объемах, что обеспечивает значительные поступления налоговых доходов в государственные бюджеты всех уровней.
Законопроектом предусматривается до 1 января 2025 года предоставить организациям, имеющим лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции или розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, право реализации произведенной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе винодельческой продукции на вокзалах и в аэропортах этих субъектов Российской Федерации, поскольку введенные санкции на международные авиа- и пассажирские перевозки не позволяют открывать магазины беспошлинной торговли на территориях вокзалов и аэропортов таких субъектов. Право на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли предусмотрено подпунктом 2 пункта 3 статьи 16 действующего Федерального закона N 171-ФЗ.
Продление действия норм статьи 27 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающей особенности применения отдельных положений Федерального закона N 171-ФЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не позволит допустить прекращения лицензионной деятельности бюджетообразующих винодельческих организаций на территориях этих субъектов Российской Федерации, и предоставит возможность завершить в полной мере интеграцию всех винодельческих предприятий Крыма в действующую правовую систему.
С принятием Законопроекта возрастет экономический потенциал виноградарско-винодельческой отрасли в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, которая является основой для развития экономически значимых регионов агропромышленного комплекса на юге России.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.