Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 819147-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект) подготовлен с учетом результатов исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - бюджет Фонда) за январь - июль 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2019 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 28 ноября 2018 года N 432-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 432-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2019 год (показатели на плановый период 2020 и 2021 годов не изменяются).
Положения законопроекта соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
1. Изменение основных макроэкономических показателей на 2019 год
Показатели |
2018 год |
2019 год |
||
федеральный закон N 432-ФЗ |
уточненная оценка |
отклонение |
||
Индекс потребительских цен декабрь к декабрю, % |
4,3 |
4,3 |
3,8 |
-0,5 |
Индексация пособий с 1 февраля |
2,5 |
3,4 |
4,3 |
+0,9 |
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП), руб. |
8 483 |
8 846 |
9 078 |
+232 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. |
23 165 |
24 208 |
24 569 |
+361 |
2. Изменение основных характеристик бюджета Фонда на 2019 год
Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов бюджета Фонда на 79,8 млрд. рублей. При этом объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование увеличивается на 45,7 млрд. рублей. В результате объем доходов на 2019 год составит 8 692,5 млрд. рублей или 8,0% к ВВП (108 414 млрд. руб.). По отношению к ВВП доля доходов снижается на 0,1%, что связано с ростом прогнозируемого объема ВВП.
Общий объем расходов бюджета Фонда увеличивается на 80,6 млрд. рублей и составит в 2019 году 8 716,5 млрд. рублей, при этом по отношению к ВВП доля расходов составит 8,0%, что на 0,2% ниже запланированного уровня.
Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 24,0 млрд. рублей или 0,02% к ВВП, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии - 1,1 млрд. рублей или 0,001% к ВВП, в части связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии - 22,9 млрд. рублей или 0,02% к ВВП.
На покрытие дефицита бюджета Фонда в 2019 году в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, будут направлены остатки средств бюджета Фонда, образовавшиеся в результате неполного их использования по состоянию на 1 января 2019 г., в размере 1,1 млрд. рублей.
Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам на 2019 год приведены в следующей таблице:
Таблица 1
(млрд. рублей) | |||
Показатель |
2019 год |
||
федеральный закон N 432-ФЗ |
отклонение |
||
Доходы - всего |
8 612,68 |
8 692,51 |
+79,83 |
в том числе: |
|
|
|
по распределительной составляющей бюджета |
8 568,59 |
8 648,13 |
+79,54 |
по накопительной составляющей бюджета |
44,09 |
44,38 |
+0,29 |
Расходы - всего |
8 635,91 |
8 716,53 |
+80,62 |
в том числе: |
|
|
|
по распределительной составляющей бюджета |
8 568,59 |
8 649,21 |
+80,62 |
по накопительной составляющей бюджета |
67,32 |
67,32 |
0,0 |
Дефицит (-) / Профицит, превышение доходов над расходами (+), всего |
-23,23 |
-24,02 |
-0,79 |
по распределительной составляющей бюджета |
0,00 |
-1,08 |
-1,08 |
по накопительной составляющей бюджета |
-23,23 |
-22,94 |
+0,29 |
Источники покрытия дефицита |
|
|
|
Остатки средств бюджета Фонда на начало периода |
0,00 |
1,08 |
+1,08 |
средства пенсионных накоплений |
23,23 |
22,94 |
-0,29 |
3. Изменение доходов бюджета Фонда в 2019 году
3.1. Изменение поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
На фоне повышения показателей социально-экономического развития по фонду заработной платы на 361 млрд. рублей (24 569 млрд. руб. против 24 208 млрд. руб., учтенных при формировании бюджета Фонда на 2019 год) выборочное обследование Росстата о распределении численности работников по размерам заработной платы, начисленной за апрель 2019 г., показало снижение доли фонда заработной платы до предельной величины базы, облагаемой страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по тарифу 22%, на 0,015 (с 0,895 до 0,880). Рост фонда заработной платы обеспечивается преимущественно за счет сумм вознаграждений, уплачиваемых сверх предельной величины базы, облагаемых страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10 процентов.
Объем страховых взносов, прогнозируемый Федеральной налоговой службой Российской Федерации, к поступлению в 2019 году на выплату страховых пенсий, превышает утвержденный Законом о бюджете Фонда на 45,7 млрд. рублей и составит 5 280,4 млрд. рублей или 4,9% к ВВП.
3.2. Изменение безвозмездных поступлений
3.2.1. Межбюджетные трансферты федерального бюджета
Общий объем средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в форме межбюджетных трансфертов, на 2019 год увеличен на 33,8 млрд. рублей и составил 3 353,0 млрд. рублей. В том числе:
трансферт на обязательное пенсионное страхование увеличен на 13,1 млрд. рублей (с 1 052,1 млрд. рублей до 1 065,2 млрд. рублей);
трансферт на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала увеличен на 15,3 млрд. рублей (с 677,0 млрд. рублей до 692,3 млрд. рублей);
трансферт на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов увеличен на 5,0 млрд. рублей (с 90,7 млрд. рублей до 95,7 млрд. рублей);
трансферт на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния увеличен на 0,4 млрд. рублей (с 4,4 млрд. рублей до 4,8 млрд. рублей).
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, соответствует размерам, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов с учетом внесения в него изменений.
3.2.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации
Изменение общего объема межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации, на возмещение расходов на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, на 2019 год увеличен на 0,4 млрд. рублей (с 3,2 млрд. рублей до 3,6 млрд. рублей). Объем трансферта скорректирован в связи с увеличением расходов на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными.
3.2.3. Межбюджетные трансферты федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала
Скорректирован объем доходов и расходов по накопительной составляющей бюджета Фонда в связи со снижением в 2019 году количества заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - МСК) в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" на формирование накопительной пенсии против предусмотренных при формировании бюджета Фонда (при формировании бюджета учтено количество заявлений на сумму 218,8 млн. рублей, фактически подано заявлений на сумму 146,6 млн. рублей.).
Неиспользованный остаток средств МСК, учтенный в накопительной составляющей бюджета Фонда в сумме 72,2 млн. рублей, предлагается учесть в распределительной составляющей бюджета Фонда и направить на другие направления использования средств МСК, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". При этом общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление МСК остается неизменным.
Изменения по накопительной составляющей бюджета Фонда отражаются в приложении N 3 по источникам финансирования дефицита бюджета Фонда.
4. Изменение расходов бюджета Фонда на 2019 год
Изменение расходов бюджета Фонда приведено в следующей таблице:
Таблица 2
(млрд. рублей) | |||
Раздел расходов |
2019 год |
||
федеральный закон N 432-ФЗ |
отклонение |
||
Расходы - всего |
8 635,91 |
8 716,53 |
+80,62 |
в том числе: |
|
|
|
государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
964,57 |
964,71 |
+0,14 |
непрограммные направления деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
7 671,35 |
7 751,83 |
+80,48 |
4.1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
Увеличены расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за неработавших на день смерти пенсионеров - получателей страховой или накопительной пенсии до 8,50 млрд. рублей (+0,07 млрд. рублей) в связи с проведенной индексацией с 1 февраля 2019 г. на 4,3% против 3,4%, учтенных при формировании бюджета Фонда.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Социальная поддержка граждан" приведено в следующей таблице:
Таблица 3
(тыс. рублей) | |||
Наименование показателя |
Закон N 432-ФЗ |
Изменение (+/-) |
Законопроект с учетом изменений |
1 |
2 |
3 |
|
Всего |
964 567 301,7 |
+144 694,3 |
964 711 996,0 |
из них: |
|
|
|
основное мероприятие "Оказание поддержки в связи с погребением умерших" |
8 753 076,4 |
+72 473,7 |
8 825 550,1 |
федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" |
325 413 631,2 |
+72 220,6 |
325 485 851,8 |
4.2. Непрограммная структура расходов бюджета Фонда
4.2.1. Увеличены против бюджетных назначений расходы на выплату страховой пенсии до 7 066,9 млрд. рублей (+80,1 млрд. рублей).
На выплату страховых пенсий за 7 месяцев 2019 года израсходовано 3 860,5 млрд. рублей (55,3% планируемого показателя), что на 164,7 млрд. рублей (4,5%) больше расходов за аналогичный период 2018 года. Увеличение в основном обусловлено увеличением среднего размера пенсий, так размер страховой пенсии по старости на 1 января 2019 г. прогнозируемый при формировании Федерального закона N 432-ФЗ составлял 14 949,09 рублей, фактически составил 14 985,73 рублей (+36,64). Размер страховой пенсии по старости неработающего пенсионера превысил прогнозируемый при формировании бюджета на 30,95 рублей и составил 15 452,70 рублей.
4.2.2. Увеличены расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, на 0,4 млрд. рублей, объем расходов 2019 года прогнозируется на уровне 3,6 млрд. рублей. Рост расходов обусловлен увеличением численности получателей указанной выплаты на 2 698 человек за I полугодие 2019 г. (с 20 843 человек на 1 января 2019 г. до 23 541 человек на 1 июля 2019 г.)
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанным проектом федерального закона предлагается утвердить доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.