Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 752020-7 "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в части исключения из вопросов, подлежащих определению уставом муниципального образования, порядка составления проекта местного бюджета),
внесенный Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 752020-7 "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части исключения из вопросов, подлежащих определению уставом муниципального образования, порядка составления проекта местного бюджета), далее - законопроект), внесенный Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается исключить из перечня требований к содержанию устава муниципального образования, установленного частью 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), положение, предусматривающие определение уставом муниципального образования порядка составления проекта местного бюджета. При этом абзацем третьим пункта 2 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно пояснительной записке к законопроекту внесение указанных изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ обосновывается необходимостью исключения противоречия между данными положениями этого Федерального закона и БК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, за исключением случаев, когда полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с абзацем первым части 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования, равно как и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. При этом абзацем вторым части 2 указанной статьи установлено, что иные муниципальные правовые акты, к которым, в том числе, относятся правовые акты местной администрации, не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Таким образом, из содержания пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что устав муниципального образования, утвержденный представительным органом муниципального образования, должен содержать общие положения о порядке составления местного бюджета. В то же время нормативный правовой акт местной администрации о порядке составления местного бюджета, как правовой акт меньшей юридической силы по отношению к уставу муниципального образования, должен раскрывать (конкретизировать) указанные общие положения соответствующего устава. При этом, как упомянутые общие положения устава муниципального образования, так и нормативный правовой акт местной администрации о порядке составления местного бюджета должны соответствовать требованиям одного законодательного акта - БК РФ.
Кроме того, нормы абзаца третьего пункта 2 статьи 169 БК РФ однозначно указывают на то, что местная администрация муниципального образования должна устанавливать порядок составления проекта местного бюджета не только в соответствии с БК РФ, но и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования, к которым относится устав муниципального образования.
Таким образом, исходя из системного применения положений указанных законодательных актов противоречие между пунктом 9 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ и абзацем третьим пункта 2 статьи 169 БК РФ не усматривается.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.