Досье на проект федерального закона
Законодательством Российской Федерации (федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрен круг лиц, которым запрещено проведение предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума (ч. 7 ст. 48). К ним относятся: государственные органы, органы местного самоуправления, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, воинские части, благотворительные и религиозные организации, иностранные граждане, международные организации, представители организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представители сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности и др.
Одновременно в законе указано, что лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, использование служебных помещений, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, использование на безвозмездной основе или на льготных условиях служебных транспортных средств; ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающимигосударственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности; доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации; агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности.
Законодательством Российской Федерации предусматривается административная ответственность для указанных выше лиц за использование служебного положения (административного ресурса) по статье 5.11 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Кроме того, существующая статья 5.45 КоАП РФ, которая предполагает ответственность должностных лиц за противозаконное использование должностного или служебного положения в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Полагаем, что существующая конструкция в виде существования двух статей со сходными составами и субъектами создает трудности правоприменения. Кроме того, величина штрафов ни в коем разе не коррелирует со степенью общественной опасности совершаемых действий. Фактическая безнаказанность приводит к нарушению принципа равенства кандидатов, созданию объективных условий для использования в избирательных кампаниях административного ресурса.
Предлагаемый законопроект усиливает ответственность за противозаконные действия в сфере избирательного законодательства, в том числе за использование отдельными должностными лицами своего служебного положения с целью воздействия на волеизъявление граждан в ходе проведения избирательной кампании и кампании референдума. При этом отдельный состав, связанный с незаконным привлечением к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума несовершеннолетних лиц остается в проектируемой новой редакции статьи 5.11.
Свобода выбора является базовым правом каждого гражданина и его умаление, а тем более административное воздействие и принуждение в любых формах недопустимы. Существующие санкции являются крайне мягкими по отношению к лицам, которым запрещено проведение предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума и должностным лицам, использующим преимущество своего положения, и не имеют должного эффекта. По этой причине применение административного ресурса приобрело массовый характер.
Дополнительная предложенная в законопроекте санкция для должностных лиц в виде дисквалификации на срок от 1 до 2-х лет послужит значительным сдерживающим фактором и безусловно повлечет за собой снижение административного давления на избирателей и, в итоге, повышение доверия со стороны граждан ко всей избирательной системе в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.11 и 5.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.11 и 5.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.11 и 5.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 5.11 и 5.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.