Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 17 октября 2019 г. к решению Комитета N 158/3
на проект федерального закона N 802511-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 802511-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) устанавливает обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации, помещенных:
- на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года - суммарный объем обязательств в ценах 1991 года - 315,3 млрд. рублей;
- на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года - суммарный объем обязательств в ценах 1991 года - 29,4 млрд. рублей;
- в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года - суммарный объем обязательств в ценах 1991 года - 0,84 млрд. рублей.
Суммарно гарантированные сбережения граждан в ценах 1991 года составляют 345,54 млрд. рублей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 73-ФЗ "восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами". Для единицы номинала целевого долгового обязательства устанавливается долговая стоимость, выражаемая в российской валюте, которая определяется из соотношения покупательной способности валюты Российской Федерации в текущий момент времени и покупательной способности валюты СССР в 1990 году. Однако в Федеральном законе N 73-ФЗ конкретные механизмы восстановления и обеспечения сохранности денежных сбережений граждан Российской Федерации не определены.
Для реализации Федерального закона N 73-ФЗ принят Федеральный закон от 06.07.1996 N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 87-ФЗ), которым устанавливается условная единица "долговой рубль", необходимая для определения величины долга по дореформенным вкладам. За единицу номинала целевого долгового обязательства принят долговой рубль, стоимость которого определяется, исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора (статьи 1 и 2 Федерального закона N 87-ФЗ).
Контрольная стоимость необходимого социального набора должна вычисляться на основе данных о ценах и тарифах на товары и услуги в целом по Российской Федерации, определяемых Федеральной службой государственной статистики, а базовая стоимость необходимого социального набора должна устанавливаться федеральным законом.
Федеральным законом от 04.02.1999 N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" (далее - Федеральный закон N 21-ФЗ) установлена базовая стоимость необходимого социального набора в сумме 464 рублей СССР. При этом действие указанного Федерального закона в связи с отсутствием источников финансового обеспечения ежегодно приостанавливалось, начиная с 2003 года по настоящее время. Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 455-ФЗ действие Федерального закона N 21-ФЗ приостановлено до 1 января 2022 года. В связи с чем, в настоящее время расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, основой определения которого является указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, а сам показатель не утверждается и не публикуется.
По информации, содержащейся в пояснительной записке к законопроекту, объем средств, необходимых для погашения целевых долговых обязательств Российской Федерации, в которые переведены гарантированные сбережения, оценен в 2020 году в 45,4 трлн. рублей, в 2021 году в 47,22 трлн. рублей и 2022 году - 49,11 трлн. рублей.
Кроме того, следует учесть и сложность администрирования процедуры принятия решения о наличии права конкретного гражданина на получение выплат в рамках указанных долговых обязательств Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом 12.07.1999 N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" к гарантированным сбережениям отнесены государственные казначейские обязательства СССР, облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, сертификаты Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до 1 января 1992 года. При этом следует отметить, что указанные ценные бумаги не имеют достаточных степеней защиты и являются бумагами на предъявителя.
В то же время для государственных казначейских обязательств СССР и РСФСР и сертификатов Сберегательного банка СССР и РСФСР, размещенных на территории Российской Федерации, ограничения по их выкупу не устанавливаются, поскольку их территориальное размещение подтверждается оттиском печати места их реализации. Что касается облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, то определить место их размещения не представляется возможным. По данным Сбербанка России, сумма облигаций 1982 года, реализованных на территории Российской Федерации, составляла на 1 января 1992 года 9 млрд. рублей. В течение 1992 - 1994 годов на основании постановлений Правительства Российской Федерации в Российской Федерации было погашено или обменено облигаций 1982 года на сумму 12,1 млрд. рублей. Таким образом, объем изъятых из обращения облигаций 1982 года превысил объем их размещения на территории Российской Федерации за счет притока данных ценных бумаг из СНГ, и Российская Федерация уже понесла завышенные затраты, связанные с исполнением принятых обязательств по указанным облигациям.
Обращаем внимание, что с 1996 года осуществляются компенсационные выплаты по сбережениям граждан в Сбербанке, и с 2001 года по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования. Так, в соответствие со статьей 15 проекта федерального закона N 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на компенсационные выплаты по вкладам предлагается направлять по 5,5 млрд. рублей ежегодно.
В связи с вышеизложенным, законопроект предлагает продлить до 1 января 2023 года срок, в течение которого приостанавливается действие Федерального закона N 21-ФЗ.
С учетом изложенного, а также в связи с необходимостью принятия проекта федерального закона N 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
При этом Комитет обращает внимание, что при рассмотрении аналогичных проектов федеральных законов в 2017 и 2018 году Государственная Дума в соответствующих постановлениях (N 2569-7 ГД от 27.10.2017 и N 5034-7 ГД от 18.10.2018) рекомендовала Правительству Российской Федерации до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего вопрос об исполнении обязательств Российской Федерации по сбережениям граждан Российской Федерации.
Вместе с тем указанный выше проект федерального закона до настоящего времени в Государственную Думу не внесен.
Учитывая высокую социальную значимость выполнения Российской Федерацией обязательств по восстановлению и обеспечению ценности денежных сбережений граждан, полагаем необходимым подчеркнуть необходимость ускоренной разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, позволяющих государству в полной мере исполнить указанные обязательства.
Считаем целесообразным повторно рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего вопрос исполнения обязательств Российской Федерации по сбережениям граждан Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 103 Конституции Российской Федерации, также считаем необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации представить Государственной Думе в ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности информацию о ходе подготовки проекта федерального закона, регулирующего вопрос об исполнении обязательств Российской Федерации по сбережениям граждан, а также о причинах неисполнения постановлений Государственной Думы от 27.10.2017 N 2569-7 ГД и от 18.10.2018 N 5034-7 ГД.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.