Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 651016-7 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О теплоснабжении" (в части участия единой теплоснабжающей организации в проверке готовности к отопительному периоду),
внесенный депутатами Государственной Думы С.Я. Есяковым, В.Б. Кидяевым, В.А. Казаковым, Е.В. Паниной, И.В. Сапко и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) в рамках компетенции рассмотрел проект федерального закона N 651016-7 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О теплоснабжении" (в части участия единой теплоснабжающей организации в проверке готовности к отопительному периоду) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.Я. Есяковым, В.Б. Кидяевым, В.А. Казаковым, Е.В. Паниной, И.В. Сапко и др.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 20 Федерального закона от 29 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусмотрев обязательное участие представителей единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в работе комиссий по проверке готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.
Необходимо отметить, что согласно нормам статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления. При этом схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа.
Комитет отмечает, что в условиях необходимости предотвращения прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения, а также с учетом прогнозируемых темпов выбытия из эксплуатации жилищного фонда, согласно которым до 2035 года будут признаны аварийными многоквартирные дома площадью около 100 млн. кв. м. (Раздел 3 Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 N 80-р) вопрос обеспечения готовности жилищного фонда к отопительному периоду с каждым годом приобретает важное значение для обеспечения жизни, здоровья и безопасности граждан.
Неготовность потребителей к осенне-зимнему сезону приводит к существенным технологическим нарушениям, связанным с нарушением качества и бесперебойности теплоснабжения потребителей, повреждением оборудования и размораживанием систем теплопотребления.
Лицами, ответственными за ненадлежащую подготовку многоквартирных домов к отопительному периоду в большинстве случаев являются управляющие организации, которые не выполняют соответствующие обязанности по подготовке многоквартирных домов к отопительному периоду, в том числе по причине отсутствия надлежащей ответственности за подобные нарушения.
Также отсутствие должной работы лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, направленной на подготовку многоквартирных домов к отопительному периоду, часто связано с отсутствием требовательного отношения органов местного самоуправления к состоянию теплопотребляющих установок в многоквартирных домах, что приводит к выдаче паспортов готовности в отношении всех многоквартирных домов вне зависимости от их технического состояния.
Вместе с тем прогрессирующая неготовность многоквартирных домов к отопительному периоду в масштабах всей страны, создает реальную угрозу негативных экономических, экологических и социальных последствий, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в таком жилищном фонде.
Отсутствие требования об обязательном участии представителей ЕТО в комиссии означает невозможность обеспечения контроля со стороны ЕТО за подключением теплоснабжающих, теплосетевых организаций, а также жилищного фонда в начале отопительного периода, и влечет за собой риски невыполнения указанными субъектами теплоснабжения установленных требований по готовности к отопительному сезону, что впоследствии приводит к нарушению режимов теплоснабжения.
Условия, когда ЕТО является гарантом соблюдения надежности и качества теплоснабжения в соответствии с законодательством о теплоснабжении, но при этом не участвует в проверке готовности жилищного фонда к отопительному периоду, нельзя признать разумными и оправданными.
По мнению Комитета, реализация положений законопроекта в части участия ЕТО при осуществлении проверки готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду будет способствовать совершенствованию гарантий прав и законных интересов граждан в сфере обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения.
В связи с чем, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 651016-7 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О теплоснабжении".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.