Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 831487-7 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
В течение 2017 года ввиду вступивших в силу новелл законодательства в адрес депутатов различных уровней поступают многочисленные обращения родителей детей-инвалидов по вопросу необходимости открытия номинальных счетов для осуществления выплат социальных пособий и пенсий.
В частности, уполномоченные органы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения осуществляют рассылку писем всем родителям детей-инвалидов города Москвы о необходимости в срок до 15 июня 2017 года представить в ОСЗН документ, подтверждающий открытие номинального счета. В случае непредставления указанного документа социальные выплаты будут приостановлены с 01.07.2017 г.
В настоящее время эта выплата производится на личный счет родителей, а номинальные счета изначально были предназначены для опекунов и попечителей.
Согласно ФЗ от 20.12.2012 N 302-ФЗ, опекун или попечитель открывает отдельный номинальный счет, на который перечисляются все пенсии и пособия, положенные ребенку, и расходует эти средства без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Однако затем он должен отчитаться, на что потрачены деньги. Попытка распространить эти правила на родителей детей-инвалидов вызвала массовые волнения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30.12.2012"
Необходимость в номинальных счетах, как сообщают специалисты ОСЗН, возникла ввиду участившихся случаев наложения ареста на личные счета родителей (лиц, их заменяющих). Однако и сейчас, если на пенсионный вклад случайно наложен арест, в течение трех дней это можно оспорить, и деньги вернутся. Совершенно непонятна идея заставить кровных родителей открывать эти номинальные счета.
Открытие номинального счета имеет больше минусов, чем плюсов, так например:
- Счет открывается по месту жительства, денежные средства снять можно только в одном отделении. Для родителей детей-инвалидов это неприемлемо, они часто выезжают на реабилитацию в другие регионы и за границу, снять деньги с номинального счета будет невозможно;
- Опекуны, попечители, приемные родители отчитываются перед органами опеки за средства, снятые с номинального счета, что не требуется в настоящее время от кровных родителей. За дополнительные услуги, например, занятия с логопедом, дополнительные курсы реабилитации не всегда возможно документально отчитаться, не все документы могут быть приняты.
- Номинальные счета могут контролироваться банком, банки могут ограничивать операции по этим счетам, т.е. нарушается банковская тайна, тайна личной жизни гражданина.
- В некоторых государственных структурах, например, Пенсионном фонде, пока до конца не сформирован порядок оформления необходимых документов.
- В настоящее время в Москве вопрос открытия номинальных счетов на физических лиц и запуск нового банковского продукта осуществляется только отдельными кредитными организациями (ПАО "Сбербанк", Банк В1Б (ПАО). Для Сбербанка номинальный счет - "сырой" банковский продукт, представители банка пока не могут качественно проконсультировать родителей по вопросам оформления номинального счета.
По информации, предоставленной ОСЗН с 1 июля 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в пункт 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Вступление указанных изменений в силу связано с вступлением с 1 июля 2014 г. в силу Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части правил о номинальном счете.
В пункте 1 статьи 37 ГК РФ предусмотрен новый порядок расходования денежных средств подопечного в виде сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иных выплачиваемых на содержание подопечного средств, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно.
Данные средства подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 ГК РФ, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 августа 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "24 апреля 2008 г."
Согласно п. 2 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка исключительно в его интересах.
Таким образом, общие положения пункта 1 статьи 37 ГК РФ об условиях и порядке расходования средств несовершеннолетнего, а также зачислению указанных денежных средств на номинальный счет, распространяются на родителей и усыновителей.
Вместе с тем, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым предусмотрены особые правила в отношении страховой пенсии, получателем которой является ребенок (часть 18 статьи 21). Такая пенсия зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем ее зачисления на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Таким образом, в федеральном законодательстве имеются существенные противоречия в части возможности зачисления пенсий, получателем которой является несовершеннолетний ребенок, на номинальные счета в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ.
Однако в связи с наличием противоречий между положениями ГК РФ и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в настоящее время остается открытым вопрос о правомерности требований по зачислению пенсий на номинальные счета.
В связи с наличием противоречий между положениями ГК РФ и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также учитывая несовершенство банковского продукта, было принято решение, как временная мера: в настоящее время открытие номинальных счетов для кровных родителей (усыновителей) детей-инвалидов и детей, потерявших кормильца, является их правом, следовательно, должно осуществляться на добровольной основе. Отказ от открытия номинального счета не повлечет прекращения начисления социальных выплат на ранее открытый банковский счет (или на почтовое отделение).
Несовершеннолетние дети, достигшие возраста 14 лет и получившие паспорт, сохранившие дееспособность, вправе с письменного согласия законного представителя получать назначенные им социальные выплаты на открытые им именные счета.
В связи с изложенным настоящий проект федерального закона направлен на устранение противоречий, уравнивающих кровных родителей детей-инвалидов с опекунами и попечителями в части зачисления и расходования социальных выплат.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.