Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 824298-7 "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьями 90, 121, 123, 125 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) определен порядок получения осужденными посылок, передач, бандеролей.
При этом согласно действующей редакции части первой статьи 90 УИК РФ максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.
Таким образом, статья УИК РФ содержит бланкетную норму, отсылающую к правовому акту, регулирующему отношения в области почтовой связи в части определения веса посылки (передачи), разрешенной для получения осужденными лицами.
В соответствии с ранее действовавшим порядком почтовые правила утверждались актом Правительства Российской Федерации. Так, правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1239 и от 26 сентября 2000 г. N 725 (далее - постановления Правительства Российской Федерации), для внутренних почтовых отправлений был установлен предельный вес посылки 20 кг, бандероли - 2 кг, для исходящих международных почтовых отправлений 20 кг и 5 кг соответственно.
В настоящее время в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, с учетом действующей редакции статьи 90 УИК РФ и законодательства Российской Федерации о почтовой связи исправительным учреждениям при приеме посылок, поступающих в адрес осужденных, надлежит руководствоваться Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234 (далее - Правила), которыми определена максимальная масса бандероли, пересылаемой при оказании универсальных услуг почтовой связи, в размере 5 кг, а также предельная масса посылки, пересылаемой в рамках международного почтового обмена, в размере 20 кг. При этом предельная масса посылки, отправляемой в качестве внутреннего почтового отправления (принимаемой для пересылки в пределах территории Российской Федерации), Правилами не устанавливается.
Кроме того, с учетом положений пункта 12 Правил операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи (кроме универсальных услуг почтовой связи) вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи, а также предельные размеры, вес и допустимое вложение указанных почтовых отправлений.
С целью повышения качества предоставления услуг по пересылке внутренних регистрируемых почтовых отправлений приказом ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019 г. N 98-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее - Порядок), в соответствии с которым вес посылки нестандартной с отметкой "негабаритная" для внутренних регистрируемых почтовых отправлений составляет до 50 кг.
При этом пунктом 5.2.1. Порядка прием и выдача нестандартных негабаритных посылок весом свыше 20 кг или при сумме измерений трех сторон превышающей 300 см осуществляется в специально выделенных отделениях почтовой связи, список которых размещается на официальном сайте ФГУП "Почта России".
Стоит принимать во внимание, что не все исправительные учреждения находятся территориально рядом с такими специально выделенными отделениями почтовой связи. Данное обстоятельство ставит осужденных в неравное положение по отношению к остальным, что противоречит положениям статьи 7 УИК РФ, согласно которой одним из принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является равенство осужденных перед законом.
Кроме того, по информации ФСИН России, на практике возникают трудности при осуществлении сотрудниками исправительных учреждений принятия и хранения посылок (передач), вес которых превышает 20 кг, без специального технического оборудования.
Учитывая изложенное, максимальный вес посылок (передач), разрешенных к получению осужденными, в настоящее время составляет 20 кг, в связи с чем предлагаемое законопроектом изменение в часть первую статьи 90 УИК РФ не повлечет ухудшение положения указанной категории лиц.
Таким образом, в целях исключения возникающих разночтений указанных норм и урегулирования спорных вопросов, данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 90 УИК РФ, устанавливающее конкретный вес посылок и передач, разрешенных к получению осужденными.
Одновременно следует принимать во внимание, что положения законопроекта, касающиеся установления максимального веса передачи, равной максимальному весу посылки, соотносится с действующей редакцией статьи 90 УИК РФ, регламентирующей установление веса передачи, не превышающего веса одной посылки, и не противоречат ей.
Также законопроектом предлагается исключить из части третьей статьи 90 УИК РФ бандероли как почтовые отправления, в которых осужденные к лишению свободы получают в соответствии с медицинским заключением лекарственные средства и предметы медицинского назначения, поскольку согласно Правилам бандероли могут содержать только печатные издания, рукописи, деловые бумаги, фотографии.
Законопроектом предусмотрено вступление его в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования в связи с необходимостью разработки нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в приказы Минюста России от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы" и от 16 декабря 2016 г. N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" потребуется внесение изменений в приказы Минюста России:
1) от 6 октября 2006 г. N 311 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы";
2) от 16 декабря 2016 г. N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
Исполнители - Минюст России, ФСИН России.
Срок подготовки указанных проектов нормативных правовых актов - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.