Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 802504-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов " (далее - законопроект о бюджете Фонда, бюджет Фонда, Фонд, ПФР) представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством в сфере пенсионного обеспечения, проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и внесенными проектами федеральных законов в части пенсионного обеспечения.
Основные показатели бюджета Фонда на 2019 - 2022 годы представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей) | |||||
|
2019 год утвержд. |
2020 год проект |
2021 год проект |
2022 год проект |
2020 в % к 2019 |
ДОХОДЫ |
8 612,68 |
8 923,85 |
9 296,54 |
9 720,81 |
103,6 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
8 568,59 |
8 876,87 |
9 247,61 |
9 646,50 |
103,6 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
44,09 |
46,98 |
48,93 |
74,30 |
106,6 |
Из общего объема доходов: средства федерального бюджета: |
3 319,20 |
3 238,90 |
3 216,01 |
3 191,04 |
97,6 |
из них: - на обязательное пенсионное страхование |
1 052,12 |
966,68 |
880,88 |
795,12 |
91,9 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
54,56 |
68,82 |
73,39 |
78,64 |
126,0 |
- на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
2 212,52 |
2 203,40 |
2 261,74 |
2 317,28 |
99,46 |
средства бюджетов субъектов РФ |
3,20 |
4,46 |
5,59 |
6,43 |
139,4 |
РАСХОДЫ |
8 635,91 |
9 042,26 |
9 325,03 |
9702,29 |
104,7 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
8 568,59 |
8 999,84 |
9 276,42 |
9 646,50 |
105,0 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
67,32 |
42,42 |
48,61 |
55,78 |
63,0 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-23,23 |
-118,41 |
-28,49 |
+18,52 |
- |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
0,00 |
-122,98 |
-28,80 |
0,00 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
-23,23 |
4,56 |
0,32 |
18,52 |
- |
Особенности формирования бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов обусловлены следующими положениями:
- тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) для основной категории плательщиков в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС установлен на постоянной основе в размере 22% согласно статье 425 Налогового кодекса Российской Федерации;
- на 2020 - 2022 годы сохранен "мораторий" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;
- бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий в 2020 - 2022 годах определены в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" с учетом ежегодной корректировки и индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января неработающим пенсионерам;
- бюджетные ассигнования на выплату социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены с учетом ежегодной индексации с 1 апреля на прогнозный индекс роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год в соответствии с действующим законодательством;
- впервые с 2015 года проведена индексация материнского (семейного) (МСК) капитала в 2020 - 2021 годах, учитывающая темпы роста инфляции. Программа МСК будет действовать до 31 декабря 2021 года;
- расходы на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (далее - ФСД) рассчитаны с учетом Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2019 года N 975.
- впервые в доходах Фонда учтены поступления от плательщиков, добровольно вступивших в правоотношения по пенсионному страхованию, "самозанятых" граждан, на что обращал внимание Комитет.
Начиная с 2020 года средства федерального бюджета, передаваемые ПФР в виде межбюджетного трансферта на выплату ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), не включают в себя средства, предназначенные на оказание государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, по санаторно-курортному лечению, проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, поскольку данные средства в проекте федерального закона N 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенного в Государственную Думу 30 сентября 2019 года, напрямую предусмотрены Минтруду России, Минздравсоцразвития России и Фонду социального страхования Российской Федерации.
Главными администраторами доходов бюджета ПФР вместе с Федеральным казначейством, ФНС России, МВД России и Фондом определены ФСБ России и Следственный комитет Российской Федерации. Исключены из состава главных администраторов доходов ФАС России, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Фонда определен ПФР.
В отношении плательщиков - социально ориентированных некоммерческих и благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 2024 года сохраняется льготный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20%.
Для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, особой экономической зоны в Калининградской области, резидентов территории опережающего социально-экономического развития, а также для получивших статус резидента свободного порта Владивосток установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 6 процентов.
Для организаций, получивших статус участника проекта "Сколково", установлен тариф страховых взносов в размере 14,0%, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в том числе производящих анимационную аудиовизуальную продукцию, - 8,0%, для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов, - 0 процентов.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, определены с учетом специальной оценки условий труда на рабочих местах и установления дифференцированных тарифов от 0 до 8 процентов.
Бюджет Фонда на 2020 год сформирован по доходам в сумме 8 923,85 млрд. рублей (103,6% к уровню 2019 года) и по расходам в сумме 9 042,26 млрд. рублей (104,7% к уровню 2019 года).
Дефицит бюджета Фонда планируется в размере 118,41 млрд. рублей и формируется из дефицита в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (по распределительной составляющей), в объеме 122,97 млрд.рублей и профицита 4,56 млрд.рублей по накопительной составляющей бюджета.
Доля средств федерального бюджета, направляемых на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда, в 2020 году составит 0,77% доходов бюджета Фонда, в 2021 году - 0,79%, в 2022 году - 0,8% (в 2019 году - 0,63%)
Расходы бюджета Фонда в 2020 году больше по сравнению с 2019 годом на 406,4 млрд.рублей (4,7%), что обусловлено увеличением страховых пенсий с темпом роста, превышающим инфляцию.
В 2021 и 2022 годах доходы бюджета Фонда прогнозируются соответственно в сумме 9 296,54 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 4,2%) и 9 702,29 млрд. рублей (с ростом на 4,6%). Расходы в 2021 году предусматриваются в сумме 9 325,03 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 3,1%) и в 2022 году - 9 720,81 млрд. рублей (с ростом на 4,0%). Дефицит бюджета Фонда на 2021 запланирован в объеме 28,49 млрд. рублей и складывается из дефицита по распределительной составляющей в объеме 28,81 млрд. рублей и профицита по накопительной составляющей в объеме 0,32 млрд. рублей. В 2022 году бюджет Фонда спланирован с профицитом в объеме 18,52 млрд. рублей по накопительной составляющей. По распределительной составляющей в 2022 году бюджет Фонда сбалансирован.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2020 году предусматривается направить 8 884,2 млрд. рублей или 98,3% всех расходов бюджета Фонда. В 2021 и 2022 годах на исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить 9 157,0 млрд. рублей и 9 535,4 млрд. рублей (или 98,2% и 98,3%) соответственно.
По оценке Счетной палаты, средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на выполнение публичных нормативных обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, достаточно для их выполнения в полном объеме.
Расходная часть бюджета Фонда на 2020 - 2022 годы сформирована как по программной, так и непрограммной структуре.
Программная структура расходов Фонда включает мероприятия в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2020 - 2022 годах соответствует объемам, предусмотренным проектом федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов для передачи в бюджет Фонда, и составляет 3 238,9 млрд. рублей, 3 216,0 млрд. рублей и 3 191,0 млрд. рублей соответственно.
Объем трансфертов из федерального бюджета в 2020 году по сравнению с уровнем 2019 года сокращается на 80,3 млрд. рублей (на 2,4%) и составляет 36,3% от прогнозируемого объема доходов бюджета Фонда (в 2019 году - 38,4%, в 2018 году - 39,1%, в 2017 году - 44,5%, в 2016 году - 44,0%). В 2021 и 2022 годах доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов Фонда сокращается до 34,6% и 32,8% соответственно.
В составе межбюджетных трансфертов средства федерального бюджета, направляемые на выплату страховых пенсий, запланированы в 2020 году в объеме 1 830,5 млрд. рублей (97,7% к 2019 году), в 2021 году - 1 750,5 млрд. рублей (95,67% к 2020 году) и в 2022 году - 1 684,7 млрд. рублей (96,2% к 2021 году), в том числе на:
- компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов - 68,8 млрд. рублей (126,1% к уровню 2019 года), 73,4 млрд. рублей и 78,6 млрд. рублей;
- обязательное пенсионное страхование - 966,7 млрд. рублей (91,9% к уровню 2019 года), 880,9 млрд. рублей и 795,1 млрд. рублей;
- валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 694,1 млрд. рублей (102,5% к 2019 году), 681,2 млрд. рублей и 680,3 млрд. рублей;
- возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 100,9 млрд. рублей (111,2% к уровню 2019 годом), 115,0 млрд. рублей и 130,7 млрд. рублей.
Межбюджетный трансферт на ОПС в 2020 году составит 10,8% доходов бюджета ПФР, в 2021 году - 9,5%, в 2022 году - 8,1% (в 2019 году -12,2%, в 2018 году - 7,7%, в 2017 году - 11,3%).
Средства федерального бюджета, направляемые на мероприятия, определенные законодательством о социальном обеспечении, запланированы в 2020 году в объеме 545,3 млрд. рублей, в 2021 году - 552,3 млрд. рублей, в 2022 году - 572,7 млрд. рублей, из них на ЕДВ отдельным категориям граждан - 422,98 млрд. рублей, 432,8 млрд. рублей и 447,6 млрд. рублей.
На предоставление материнского (семейного) капитала предусматривается направить трансферты из федерального бюджета в 2020 году в сумме 316,4 млрд. рублей, в 2021 году - 329,2 млрд. рублей и в 2022 году - 299,7 млрд. рублей.
На компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно предусматривается направить в 2020 - 2022 годах соответственно - 4,4 млрд. рублей, 4,7 млрд. рублей и 5,1 млрд. рублей.
Средства на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации, в 2020 году запланированы в объеме 0,26 млрд. рублей (108,3% к 2019 году), в 2021 году - 0,28 млрд. рублей и в 2022 году - 0,31 млрд. рублей.
При этом, по оценке Счетной палаты, остаток неиспользованных средств федерального бюджета на эти цели по состоянию на 1 января 2020 года составит 2,1 млрд. рублей, что в 8,5 раз превышает годовую потребность.
Комитет отмечает, что необходимо провести оценку нормативно правовое регулирование компенсации гражданам расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации на наличие административных барьеров, а также на предмет предоставления гражданами избыточной документации при получении компенсации
На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния в 2020 - 2022 годах запланировано соответственно - 4,5 млрд. рублей, 4,3 млрд. рублей и 4,1 млрд. рублей соответственно.
На осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в 2020 году предусмотрено направить из федерального бюджета 7,8 млрд. рублей, в 2021 году - 8,1 млрд. рублей и в 2022 году - 8,4 млрд. рублей.
По сравнению с бюджетом ПФР на 2019 год Фонду не предусматриваются средства федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением их компьютерной грамотности. Остатки средств на предоставление данных субсидий, образовавшиеся в результате их неполного использования в 2019 году, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых Фондом из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные органы службы занятости субъектов Российской Федерации, предусмотрен в 2020 году в объеме 4,5 млрд. рублей, в 2021 году - 5,6 млрд. рублей и в 2022 году - 6,4 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что доля межбюджетного трансферта из федерального бюджета в доходах Фонда постепенно сокращается и составит в 2020 году 36,3%, в 2021 году 34,6% и в 2022 году 32,8%. При этом доля страховых взносов в доходах Фонда будет расти в 2020 - 2022 годах и составит 63,1%, 64,8% и 66,3% соответственно по годам. Таким образом, Комитет отмечает рост устойчивости бюджета Фонда.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии прогнозируется по доходам в объеме 8 876,87 млрд. рублей и по расходам в объеме 8 999,84 млрд. рублей. Дефицит составит 122,97 млрд. рублей. В 2021 году в данной части прогнозируются доходы 9 247,61 млрд. рублей и расходы 9 276,42 млрд. рублей, дефицит составит 28,81 млрд. рублей. В 2022 году по распределительной составляющей бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам в объеме 9 646,50 млрд. рублей.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2020 год - 48 942 рублей, 2021 год - 51 904 рублей, 2022 год - 55 295 рублей с учетом применения повышающих коэффициентов в 2020 году в размере 2,2, в 2021 году - 2,3, а в 2022 году - индексации с 1 января на темп роста средней заработной платы в Российской Федерации.
С учетом этого предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2020 году - 1 292 тыс. рублей, в 2021 году - 1 433 тыс. рублей, в 2022 году - 1 526 тыс. рублей.
Усредненный коэффициент сбора в 2020 - 2022 годах планируется в размере 0,995.
Общая сумма поступлений страховых взносов на финансирование страховой пенсии с учетом погашения задолженности прогнозируется в 2020 году в сумме 5 376,60 млрд. рублей, в 2021 году - 5 744,45 млрд. рублей и в 2022 году - 6 149,73 млрд. рублей, в том числе:
от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в 2020 году в сумме 5 376,49 млрд. рублей, в 2021 году - 5 744,38 млрд. рублей и в 2022 году - 6 149,68 млрд. рублей;
от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальных предпринимателей (в том числе адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой) прогнозируется в 2020 году в сумме 161,07 млрд. рублей, в 2021 году - 179,31 млрд. рублей и в 2022 году - 189,62 млрд. рублей,
по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на назначение страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста, в 2020 году в сумме 82,56 млрд. рублей, в 2021 году - 87,93 млрд. рублей и в 2022 году - 94,15 млрд. рублей;
от плательщиков добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в 2020 году в сумме 172,7 млн. рублей, в 2021 году - 250,7 млн. рублей, в 2022 году - 364,0 млн. рублей.
Комитет отмечает, что при перечислении взносов данной группой плательщиков банками взимается комиссия, что представляет собой дополнительную нагрузку на плательщиков. По данным ПФР, на 1 сентября 2019 года в добровольных отношениях по ОПС состоит 3 591 гражданин, при этом оплату произвели только 1 131 гражданин. Комитет считает целесообразной проработку вопроса о возможном отказе от комиссии при осуществлении данной группой платежа в ПФР. Решение данного вопроса будет способствовать упрощению процедуры оплаты и положительно скажется на количестве граждан, добровольно вступающих в правоотношения по ОПС.
Поступления взносов от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплат к пенсии, прогнозируются соответственно по годам: 8,6 млрд. рублей, 9,2 млрд. рублей, и 9,8 млрд. рублей, от организаций угольной промышленности планируются поступления взносов на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности соответственно в сумме 2,5 млрд. рублей, 2,7 млрд. рублей и 2,9 млрд. рублей.
Проектом бюджета Фонда учитывается уменьшение общей численности получателей пенсий за 2020 год на 317,0 тыс. человек. Таким образом, согласно материалам законопроекта, общая численность получателей пенсий на конец 2020 года ожидается в количестве 43,5 млн. человек.
Среднегодовая численность неработающих пенсионеров, получающих страховую пенсию, согласно заключению Счетной палаты, учтена на 2020 год 31,3 млн. человек, на 2021 год - 30,3 млн. человек и на 2022 год - 30,2 млн. человек.
Индексации страховой пенсии (стоимости одного пенсионного коэффициента) и фиксированной выплаты к страховой пенсии предусматривается с 1 января 2020 года на 6,6 процента (в 2018 году с 1 января 3,7%, в 2019 году с 1 января 7,05%).
С 1 января 2020 года устанавливаются:
- стоимость одного пенсионного коэффициента - 93 рубля 00 копеек (в соответствии с Законом 350-ФЗ);
- размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 5 686 рублей 25 копеек.
Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2020 - 2022 годах определена в соответствии с частью 13 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" о приостановлении до 1 января 2025 г. действия частей 20 - 23 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях". Индексация с 1 января 2020 года планируется на 6,6%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2019 год, в 2021 году - на 6,3%, что в 2,1 раза выше уровня инфляции за 2020 год, в 2022 году - на 5,9%, что почти в 1,5 раза выше уровня инфляции за 2021 год.
Индексация социальных пенсий и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий, планируется с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за предыдущий год (2020 год - 7,0%, 2021 год - 2,6%, 2022 год - 3,1%).
Эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова отмечают, что "существующий порядок индексации страховых пенсий по старости "тормозит" реализацию Указа N 204. В 2020 г. при индексации страховых пенсий только у неработающих пенсионеров на 6,0% средние размеры страховых пенсий вырастут только на 5,2%, при этом с течением времени эффект будет усиливаться".
Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется на 2020 год - 9 311 рублей, на 2021 год - 9 595 рублей и на 2022 год - 9 908 рублей.
На 2020 - 2022 годы планируются следующие среднегодовые размеры пенсий:
- страховой пенсии в 2020 году 15 341,0 рубль (164,8% к ПМП), в 2021 году - 16 067,0 рублей (167,5% к ПМП), в 2022 году - 16 816,0 рублей (169,7% к ПМП);
- страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров: в 2020 году 16 423 рублей (176,4% к ПМП), в 2021 году - 17 362 рубля (181,0% к ПМП), в 2022 году - 18 290 рублей (184,6% к ПМП);
- социальной пенсии в 2020 году - 9 764 рубля, в 2021 году - 10 119 рублей, в 2022 году - 10 420 рублей;
- накопительной пенсии: в 2020 году - 1 013,86 рублей, в 2021 году - 1074,50 рублей, в 2022 году - 1 550,77 рублей;
- срочной пенсионной выплаты в 2020 году - 1 803 рубля, в 2021 году - 2 012 рублей, в 2022 году - 2 222,2 рубля.
Согласно заключению Счетной палаты, отношение уровня среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы в стране, будет снижаться и составит в 2020 году 33,6%, в 2021 году - 33,5%, в 2022 году - 33,1%.
Расходы на выплату страховой пенсии в 2020 году запланированы в сумме 7 366,6 млрд. рублей (81,5% всех расходов Фонда), в 2021 году - 7 594,4 млрд. рублей, в 2022 году - 7 944,9 млрд. рублей. Расходы на доставку составят соответственно 36,6 млрд. рублей, 37,6 млрд. рублей и 39,3 млрд. рублей.
За счет средств федерального бюджета в 2020 - 2022 годах Фондом предусматривается произвести следующие расходы.
На выплату и доставку пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям предусматривается направить в 2020 году 500,6 млрд. рублей, в 2021 году - 524,9 млрд. рублей, в 2022 году - 548,8 млрд. рублей.
На осуществление ЕДВ с учетом индексации запланировано направить:
инвалидам в 2020 году в 327,4 млрд. рублей, в 2021 году - 333,6 млрд. рублей, в 2022 году - 343,4 млрд. рублей;
ветеранам 2020 году в сумме 76,3 млрд. рублей, в 2021 году - 79,7 млрд. рублей, в 2022 году - 84,5 млрд. рублей;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2020 году в сумме 17,3 млрд. рублей, в 2021 году - 17,5 млрд. рублей, в 2022 году - 17,9 млрд. рублей;
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - в сумме 1,19 млрд. рублей в 2020 году, 1,18 млрд.рублей в 2021 году и 1,17 млрд.рублей в 2022 году;
Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы соответственно по годам 0,51 млрд. рублей, 0,47 млрд. рублей и 0,43 млрд. рублей.
На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) предусматривается направить:
некоторым категориям граждан Российской Федерации, в том числе в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - в 2020 году в сумме 2,8 млрд. рублей, в 2021 году - 2,4 млрд. рублей, в 2022 году - 2,1 млрд. рублей, исходя из среднегодового размера ДЕМО в месяц в 2020 году 732,24 рублей, в 2021 году - 730,09 рублей, в 2022 году - 728,31 рублей.
инвалидам вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 - в 2020 году - 0,51 млрд. рублей, в 2021 году - 0,50 млрд. рублей и в 2022 году - 0,48 млрд.рублей, исходя из размеров ДЕМО в сумме 1 000 рублей;
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения (ДМО) гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией предусмотрены в 2020 - 2022 годах в объеме 3,4 млрд. рублей, 3,3 млрд.рублей и 3,1 млрд.рублей соответственно по годам.
На обеспечение федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину ПМП в целом по Российской Федерации, предусматривается в 2020 году в сумме 63,36 млрд. рублей, в 2021 году - 60,05 млрд. рублей и в 2022 году - 56,00 млрд. рублей. Планируется предоставить федеральные социальные доплаты к пенсиям в 2020 году - 3 070,09 тыс. человек, в 2021 году - 2 987,2 тыс. человек, в 2022 году - 2 987,2 тыс. человек.
Расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, на предоставление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход:
- за нетрудоспособными гражданами, запланированы в 2020 году в сумме 43,8 млрд. рублей, в 2021 году - 46,0 млрд. рублей, в 2022 году - 48,4 млрд. рублей, исходя из размера выплаты - 1 200 рублей в месяц с учетом районного коэффициента;
за детьми-инвалидами запланированы в 2020 году в сумме 64,7 млрд. рублей, в 2021 году - 67,9 млрд. рублей, в 2022 году - 70,8 млрд. рублей.
В расходах бюджета Фонда учтены средства федерального бюджета на предоставление МСК на 2020 год в общей сумме 316,2 млрд. рублей, на 2021 год - 329,0 млрд. рублей, на 2022 год - 299,5 млрд. рублей. Расходы рассчитаны исходя из ожидаемого количества обращений в 2020 году 998,8 тыс.человек, на 2021 год - 1 002,0 тыс.человек, на 2022 год - 809,6 тыс.человек.
В 2020 году размер МСК определен исходя из индекса роста потребительских цен 3,0% и составит 466 617 рублей, в 2021 - 2022 годах исходя из индекса роста потребительский цен 4,0% составит 485 282 рубля и 504 693 рубля соответственно.
При формировании бюджета Фонда учтено, что программа МСК будет действовать по 31 декабря 2021 года. Счетная палата в своем заключении отмечает, что одной из ведущих национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года определено обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации. Учитывая, что согласно прогнозу Росстата численность родившихся ежегодно снижается, прекращение с 2022 года программы МСК, в том числе осуществления ежемесячной выплаты за счет данных средств на второго ребенка, по мнению Счетной палаты и Комитета, не будет способствовать достижению указанной национальной цели.
Комитет поддерживает меры, направленные на стимулирование рождаемости и считает необходимым провести всестороннюю оценку эффективности программы МСК и ее в клада в поддержку рождаемости.
Расходы на оказание поддержки в связи с погребением умерших предусмотрены в следующих объемах:
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших пенсионеров, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) - в 2020 году в сумме 0,34 млрд. рублей, в 2021 году - 0,35 млрд. рублей и в 2022 году - 0,36 млрд. рублей, исходя из ожидаемой численности получателей в количестве 49,3 тыс. человек;
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших страховую или накопительную пенсии, в 2020 году в сумме 8,98 млрд. рублей, в 2021 году - 9,26 млрд. рублей, в 2022 году - 9,62 млрд. рублей (за счет средств бюджета Фонда);
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию (за счет средств, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения) планируются в сумме 1,2 млн. рублей ежегодно.
Расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, запланированы в 2020 году в общей сумме 7,8 млрд. рублей, в 2021 году - 8,1 млрд. рублей, в 2022 году - 8,4 млрд. рублей и соответствуют объему межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, запланированы в 2020 году в сумме 8,6 млрд. рублей, в 2021 году - 9,2 млрд. рублей, в 2022 году - 9,8 млрд. рублей и соответствуют объему поступлений дополнительных взносов.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии работникам организаций угольной промышленности, финансируемые за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, запланированы в 2020 году в сумме 2,5 млрд. рублей, в 2021 году - 2,7 млрд. рублей, в 2022 году - 2,9 млрд. рублей и соответствует объему поступлений дополнительных взносов.
Расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" запланированы в 2020 году в сумме 4,4 млрд. рублей, в 2021 году - 5,6 млрд. рублей, в 2022 году - 6,4 млрд. рублей.
По оценке Счетной палаты, расчетный остаток средств по распределительной составляющей бюджета ПФР составит к концу 2019 года 192 482 049,2 тыс. рублей, из них остаток средств федерального бюджета - 113 308 796,2 тыс. рублей (на 11,4% больше, чем на начало 2019 года).
По накопительной составляющей бюджета Фонда с учетом направления в 2020 - 2022 годах страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой части пенсии прогнозируются следующие параметры:
в 2020 году - доходы в сумме 46,98 млрд. рублей, расходы в сумме 42,42 млрд. рублей;
в 2021 году - доходы в сумме 48,93 млрд. рублей, расходы в сумме 48,61 млрд. рублей;
в 2022 году - доходы в сумме 74,30 млрд. рублей, расходы в сумме 55,78 млрд. рублей.
По накопительной составляющей профицит бюджета ПФР планируется в 2020 году в объеме 4,56 млрд. рублей, в 2021 году - 0,32 млрд. рублей, в 2022 году - 18,52 млрд. рублей.
Профицит в 2020 - 2021 году образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), что связано со снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из Фонда в НПФ. На 2022 год профицит образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных УК, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию граждан - женщин 1967 года рождения.
В прогнозируемых доходах бюджета Фонда по накопительной составляющей учтены следующие поступления:
страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом поступления задолженности (недоимки) по страховым взносам, а также пеней и штрафов в общей сумме в 2020 году - 183,4 млн. рублей, в 2021 году - 119,3 млн. рублей, в 2022 году - 78,4 млн. рублей;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, доходы от реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, - в 2020 году - 5,9 млн. рублей (42,1% к 2019 году), в 2021 году - 3,7 млн. рублей, в 2022 году - 2,3 млн. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в 2020 году - 4,5 млрд. рублей (114,6% к плановому показателю 2019 года), в 2021 году - 4,3 млрд. рублей, в 2022 году - 4,2 млрд. рублей;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений, в 2020 году - 4,5 млрд. рублей, в 2021 году - 4,3 млрд. рублей, в 2022 году - 4,1 млрд. рублей;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в 2020 году - 99,0 млн. рублей, в 2021 году - 89,5 млн. рублей, в 2022 году - 80,6 млн. рублей;
средства, поступающие от НПФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, запланированы в объеме 2,5 млрд.рублей в 2020 году, 2,6 млрд.рублей в 2021 году и 2,7 млрд.рублей в 2022 году;
средства от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию в 2020 году - 11,8 млрд. рублей (138,8% к 2019 году), в 2021 году - 12,4 млрд. рублей, в 2022 году - 13,3 млрд. рублей;
перечисленные управляющими компаниями средства в 2020 году - 23,2 млрд. рублей (102,2% к 2019 году), в 2021 году - 24,9 млрд. рублей, в 2022 году - 49,6 млрд. рублей;
средства МСК, передаваемые по заявлению на формирование накопительной пенсии матери, в 2020 году - 0,23 млрд. рублей, в 2021 году - 0,25 млрд. рублей, в 2022 году - 0,25 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что запланированный уровень доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений (СПН), а также уровень доходов от временного размещения СПН и ДСВ не обеспечивает превышение прогнозируемого уровня инфляции. Фактически сложившийся опережающий рост показателей уровня инфляции по сравнению с уровнем доходности ведет к обесцениванию СПН.
В состав расходов бюджета Фонда по накопительной части включены следующие расходы:
- на выплату накопительной пенсии - в 2020 году - 1,2 млрд. рублей, в 2021 году - 1,4 млрд. рублей, в 2022 году - 3,7 млрд. рублей;
- на осуществление срочной пенсионной выплаты - 2020 году - 0,8 млрд. рублей, в 2021 году - 1,0 млрд. рублей, в 2022 году - 1,2 млрд. рублей;
- на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в 2020 году - 11,2 млрд. рублей, в 2021 году - 10,6 млрд. рублей, в 2022 году - 20,5 млрд. рублей;
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2020 году - 3,5 млрд. рублей, в 2021 году -3,5 млрд. рублей, в 2022 году - 3,6 млрд. рублей;
- передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2020 году - 25,3 млрд. рублей, в 2021 году - 31,6 млрд. рублей, в 2022 году - 26,3 млрд. рублей;
- на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений в 2020 году предусмотрено 0,45 млрд. рублей, в 2021 году - 0,47 млрд. рублей, в 2022 году - 0,48 млрд. рублей.
Корректировка размера накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не запланирована.
С 1 января 2014 года формируется резерв по обязательному пенсионному страхованию, который является обособленной частью пенсионных накоплений и подлежит обособленному учету.
Отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию запланированы в 2020 году - 2,3 млрд. рублей, в 2021 году - 2,4 млрд. рублей, в 2022 году - 2,5 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2020 года оценивается в сумме 1 103,3 млрд. рублей, из них:
899,4 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям (с учетом возврата);
17,6 млрд. рублей - средства выплатного резерва, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
3,8 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
108,9 млн. рублей - остаток денежных средств выплатного резерва, находящихся в Фонде;
84,0 млн. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящихся в ПФР (в размере квартальной выплаты);
333,6 млн. рублей - остаток денежных средств резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию;
77,1 млн. рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
1,5 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
176,2 млрд. рублей - средства резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
4,2 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2021 г.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2021 года расчетно составит 1 103,6 млрд. рублей, на конец 2022 года - 1 122,1 млрд. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены расходы на 2020 год в сумме 122,5 млрд. рублей (1,4% от общих расходов бюджета), на 2021 год в сумме 125,7 млрд. рублей (1,3%) и на 2022 год 129,6 млрд. рублей (1,3%).
Расходы на оплату труда работников Фонда предусмотрены с учетом повышения на прогнозный уровень инфляции с 1 октября текущего финансового года и планируются на 2020 год в сумме 90,1 млрд. рублей, на 2021 год в сумме 93,6 млрд. рублей и на 2022 год - 97,3 млрд. рублей.
Расходы на международное сотрудничество на 2020 - 2022 годы определены в объеме 8,6 млн. рублей, 8,7 млн. рублей и 8,8 млн. рублей соответственно и включают взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения.
В сфере информационно-коммуникационных технологий расходы в 2020 - 2022 годах запланированы ежегодно в объеме 14,1 млрд.рублей (96,3% к 2019 году). Счетная палата отмечает, что расходы ПФР в сфере информационно-коммуникационных технологий не согласованы Минкомсвязью России.
На бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства на 2020 год в сумме 1,8 млрд. рублей, на 2021 - 2022 годы - 1,3 млрд. рублей ежегодно.
В состав расходов включены расходы по контрактам на строительство (реконструкцию) объектов, переходящим на 2020 год, расходы на строительство (приобретение) объектов для размещения органов Фонда в Крымском федеральном округе, расходы по обустройству инженерных сетей, по обеспечению надлежащей пожарной защищенности административных зданий и служебных помещений.
Счетная палата отмечает обоснованность расходов на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение зданий.
По состоянию на 1 января 2019 года сумма вложений средств бюджета ПФР в объекты незавершенного строительства составила 3 280 254,43 тыс. рублей (112 объектов). Потребность в средствах на капитальный ремонт зданий ПФР и его территориальных органов на 2020 - 2022 годы подтверждается необходимостью поддержания зданий Фонда в надлежащем техническом состоянии, соответствующем нормам для размещения сотрудников ПФР и приема населения, обеспечению пожарной безопасности и доступности для маломобильных групп населения.
Расходы на осуществление прикладных научных исследований в области социальной политики предусмотрены в 2020 - 2022 годах ежегодно предусматривается направить 45,2 млн.рублей (74,9% к 2019 году).
Счетная палата в своем заключении отмечает, что обоснования данных расходов представлены только на сумму 30,0 млн. рублей ежегодно (66,4% планируемого объема расходов).
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что "объем доходов и расходов на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров в 2020 году сопоставим с объемами доходов и расходов по аналогичным выплатам, которые были предусмотрены в бюджетах ПФР в 2019, 2018, 2017 годах. Вместе с тем, остаток средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, на компенсацию указанных расходов, по состоянию, на 1 января 2019 года, уже составил 2,2 млрд. рублей".
Выводы
Законопроект соответствует положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Законопроект разработан в соответствии с положениями проекта федерального закона N 802503-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования и пенсионного и социального обеспечения.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2020 году предусматривается направить 8 884,2 млрд. рублей или 98,3% всех расходов бюджета Фонда. В 2021 и 2022 годах на исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить 9 156,9 млрд. рублей и 9 535,29 млрд. рублей или 98,2% и 98,3% соответственно.
Счетная палата поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что основные характеристики проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов позволяют в полном объеме осуществить выплаты по установленным федеральным законодательством обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, комитетов Совета Федерации, а также Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.