Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 826083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления уголовной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время, по мнению ряда исследователей 1, несмотря на публичное неприятие, в Российской Федерации происходит либерализация отношения к наркотикам - допустимость употребления тех или иных веществ, но только при определённых условиях. Неприятие "тяжёлых" наркотиков сменилось более лояльным отношением к другим, так называемым "новым", веществам. Распространение стали получать так называемые "мягкие" модели потребления ("статусное", "контролируемое"), не ведущие к быстрому выпадению из социума, но имеющие серьёзные социальные последствия, создавая иллюзию безопасности потребления, увеличивая тем самым процент скрытой наркотизации.
О правоте исследователей свидетельствуют данные правоохранительных органов. Для характеристики латентности рассматриваемого явления приведем несколько примеров. 04.03.2017 на фестивале электронной музыки "Пиратская станция" во Дворце спорта "Юбилейный" на освидетельствование сотрудниками полиции направлено 27 человек, из них наркотическое опьянение установлено у 17 лиц 2. Из 40 отправленных на медицинское освидетельствование посетителей фестиваля Drum & Bass в 2017 году 25 человек оказались в состоянии наркотического опьянения, на аналогичном концерте в одном из клубов Петроградского района Санкт-Петербурга из 34 освидетельствованных 21 человек был под воздействием наркотических средств и психотропных веществ 3. У всех 63 граждан было выявлено наркотическое опьянение, вызванное синтетическими наркотиками и гашишем, при этом ни один из молодых людей не находился на учете в медицинском учреждении или в органах внутренних дел 4.
Новая тенденция в изменившейся наркоситуации не имеет аналогов в изучении современного наркотизма в России. На сегодняшний день в стране практически нет социологических исследований по данной теме, отсутствуют достоверные статистические данные.
Серьёзные опасения вызывает расширение круга потребителей наркотиков за счёт вовлечения в их незаконный оборот граждан из социальных групп, ранее не входивших в так называемую группу риска. Возросло количество служащих, руководителей, учащихся.
Можно констатировать, что декларируемая социальная установка, что наркотики - плохо, не подкрепляется чётко сформированной внутренней установкой на запрет попробовать наркотики.
Одним из средств формирования такой внутренней социальной установки на запрет незаконного потребления наркотиков является административная практика органов внутренних дел.
К сожалению, никакие лекции, семинары, конференции и уроки правовых знаний не заменят наказание в рамках административной практики органов внутренних дел, цель которого не только частная, но и, что более важно, общая превенция совершения противоправных поступков.
При этом помимо статей КоАП РФ за незаконное потребление наркотиков (6.9 и 20.20 КоАП РФ) важнейшим направлением является безусловное пресечение фактов пропаганды наркотиков. Речь идет о статье 6.13 КоАП РФ (пропаганда наркотических средств).
В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010 года (далее - Стратегия), одной из основных целей государственной политики в области профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение спроса на наркотики, масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков. Для достижения указанной цели пп. "а" п. 25 Стратегии поставлена задача "...противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ...".
Также Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам заседания президиума Государственного совета 17 июня 2015 г. подписан перечень поручений Пр-1439 ГС от 21 июля 2015 г. Так, в соответствии пп. "в" п. 1 указанного перечня поручений, Правительству Российской Федерации поручено внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие "установление уголовной ответственности за незаконное распространение на территории Российской Федерации в сети Интернет информации о приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ".
Кроме того, в 2015 году законодатель собирался внести уголовную ответственность за пропаганду и рекламу наркотиков. Так, группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации (И.А. Яровая, В.Ф. Звагельский, А.Н. Хайруллин, Н.В. Школкина и др.) был подготовлен проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, а также расширяющий понятия пропаганды и рекламы наркотиков в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Однако, несмотря на принятую попытку ужесточения законодательства о пропаганде и незаконной рекламе наркотиков, на современном этапе правоприменительной основой института противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков являются положения: Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ); Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" 5, Федерального закона 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 "О рекламе", Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и Федерального закона N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Так, за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее - наркотики) предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что в целях формирования общественного мнения о недопустимости наркопотребления и нетерпимости к наркотикам, привлечение к ответственности по статье 6.13 КоАП РФ является важным правоохранительным инструментом. Однако работа по данному направлению не отвечает сложившейся ситуации. Так, согласно данным Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге, в 2018 году мировыми судьями не было вынесено ни одного наказания по ст. 6.13 КоАП РФ. 6 В 2017 году было вынесено лишь 1 наказание по ст. 6.13 КоАП РФ 7.
Представляется, что серьезной проблемой при пресечении действий, направленных на незаконную пропаганду и рекламу наркотических средств, является недостаточность санкций ст. 6.13 КоАП России.
Последние два года на стены домов в крупных городах, в том числе в Санкт-Петербурге, наносятся надписи, рекламирующие наркотики, как правило, это адреса сайтов, где можно приобрести запрещенные вещества. Свое мнение по проблеме выразил даже врио губернатора Санкт-Петербурга о Александр Беглов 8. Санкция для пойманного трафаретчика - штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления. Заработок, получаемый им за ночь "работы", значительно превышает сумму штрафа, что делает неэффективным меры по задержанию таких правонарушителей.
В связи с изложенным в целях изменения сложившейся ситуации и повышения борьбы с распространением наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ, настоящим проектом федерального закона предлагается существенно ужесточить и расширить основания применения ответственности, предусмотренной на сегодняшний день статьей 6.13 КоАП РФ.
В указанных целях предлагается одновременно признать утратившей силу указанную статью 6.13 КоАП РФ и дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей "230.3", изложив её в следующей редакции:
"Статья 230.3 Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ
1. Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" либо совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Примечания.
1. Не является преступлением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
2. В настоящей статье под пропагандой либо незаконной рекламой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица нейтрального, терпимого либо положительного отношения к таким средствам, веществам, растениям и их прекурсорам, а также их частям либо представления о допустимости их употребления, хранения или оборота."
------------------------------
1 Позднякова М. Е., Брюно В. В. Новые тенденции наркотизации как риски социетального характера // Вестник Института социологии. 2018. N 9 24. С. 115-139.
2 Выписка из доклада о наркоситуации в Санкт-Петербурге в 2017 году, утвержденного пунктом 4.2. протокола от 21.03.2018 N 1 расширенного заседания Антинаркотической комиссии в Санкт-Петербурге. http://anpolitic.spb.ru/ru/DG_EXPERT_EVALUATION,
3 https://spbdnevnik.ru/news/2018-04-05/antinarkoticheskoe-upravlenie-gu-mv d-posmotrite-chto-slushayutvashi-deti
4 Константинов Д.П., Панов A.M. Пути повышения эффективности наркологической службы и улучшения наркоситуации в Санкт-Петербурге// Юридическая наука: история и современность 2019, N 2. С.78.
5 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 48. Ст. 6161.
6 Официальный сайт Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге. Статистические сведения о работе мировых судей г. Санкт-Петербурга за 12 месяцев 2018 г. URL: http://usd.spb.sudrf.ru/modules.php?name=stat&id=99 / (дата обращения: 19.04.2019).
7 Официальный сайт Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге. Межведомственная статистическая отчетность формы N 7-МВ-НОН за 12 месяцев 2017 г. URL: http://usd.spb.sudrf.ru/modules.php?name=stat&id=88/ (дата обращения: 19.04.2019).
8 См.: https://newinform.com/region/spb/166522-beglov-prizval-borotsya-s-trafare tnoi-reklamoi-riarkotikov-vpeterburge
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления уголовной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления уголовной ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.