Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Параметры проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - бюджет Фонда) на рассматриваемый период сформированы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Основные показатели бюджета Фонда на 2020 - 2022 годы представлены в следующей таблице:
(млн. рублей) | |||||
Показатели |
2019 г. (Фед. закон N 431-ФЗ от 28.11.2018 г.) |
2019 г. (ожидаемое исполнение) |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
ДОХОДЫ |
752 953,2 |
769 330,4 |
811 577,9 |
821 126,2 |
936 482,0 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включая пени и штрафы |
578 036,8 |
583 361,8 |
615 181,1 |
655 122,9 |
701 507,8 |
от страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы |
121 773,6 |
126 833,0 |
133 750,4 |
142 433,8 |
152 520,7 |
доходы от размещения временно свободных средств |
5 997,6 |
5 997,6 |
12 166,4 |
12 305,4 |
14 986,6 |
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них: |
52 059,1 |
57 784,5 |
64 966,8 |
65 593,5 |
66 285,3 |
межбюджетные трансферты, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
3 310,0 |
3 310,0 |
4 310,0 |
4 590,0 |
4 920,0 |
трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
32 893,3 |
38 618,6 |
43 988,6 |
44 336,7 |
44 731,3 |
трансферты из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
15 855,9 |
15 855,9 |
16 668,2 |
16 666,8 |
16 634,0 |
РАСХОДЫ |
741 007,8 |
727 902,2 |
788 108,4 |
831 396,4 |
873 961,8 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
586 374,1 |
568 236,0 |
618 747,4 |
657 584,3 |
695 384,3 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
105 884,7 |
105 191,7 |
108 704,2 |
112 808,6 |
117 212,2 |
за счет трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМСа на выполнение Фондом государственных функций |
48 749,1 |
54 474,5 |
60 656,8 |
61 003,5 |
61 365,3 |
ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ(-) |
11 945,4 |
41 428,3 |
23 469,6 |
- 10 270,2 |
62 520,2 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 10 489,2 |
13 290,3 |
- 14 390,9 |
- 52 817,7 |
11 601,3 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
22 434,6 |
28 137,9 |
37 860,5 |
42 547,5 |
50 918,9 |
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2020 - 2022 годы были использованы следующие прогнозные показатели:
фонд заработной платы: на 2019 год - 24 569,0 млрд. рублей, на 2020 год - 25 909,0 млрд. рублей, на 2021 год - 27 591,0 млрд. рублей, на 2022 год - 29 545 млрд. рублей;
номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2018 год - 43 724 рубля, на 2019 год - 46 432 рубля, на 2020 год - 48 942 рубля, на 2021 год - 51 904 рубля, на 2020 год - 55 295 рублей;
индекс потребительских цен: за 2018 год - 104,3%, на 2019 год - 103,8%, на 2020 год - 103,0%, на 2021 год - 104,0% , на 2022 год - 104,0%;
численность родившихся: на 2020 год - 1 587,6 тыс. чел., на 2021 год- 1 587,5 тыс. чел., на 2022 год - 1 584,4 тыс. человек.
Бюджет Фонда на рассматриваемый период формируется с профицитом в 2020 году, с дефицитом в 2021 году и профицитом в 2022 году (см. таблицу).
В соответствии с законопроектом (часть 2 статьи 3) устанавливается, что источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:
в 2020 году - остатки средств по указанному виду страхования в объеме 14 390,9 млн. рублей, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2020 года;
в 2021 году - остаток средств по указанному виду страхования в сумме 17 325,7 млн. рублей и остаток денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 35 492,0 млн. рублей, образовавшийся по состоянию на 1 января 2021 года;
В связи с этим, как уже неоднократно ранее, комитет обращает внимание, что в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
Общий объем доходов бюджета Фонда сформирован:
на 2020 год в сумме 811 577,9 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 7,8 процента;
на 2021 год в сумме 821 126,2 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 1,2 процента;
на 2022 год в сумме 936 482,0 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 14 процентов.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались следующие параметры:
база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год: 912 000 рублей - в 2020 году, 968 000 рублей - в 2021 году, 1 031 000 рублей - в 2020 году;
доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 82,7% в 2020 - 2022 годах (для иностранных граждан, работающих в Российской Федерации - 100%).
Справочно: на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов бюджет Фонда рассчитывался, исходя из указанного параметра в размере 83,3%;
пониженные тарифы страховых взносов, установленные для отдельных категорий плательщиков страховых взносов;
коэффициент полноты сбора страховых взносов на уровне: 0,9993 в 2020 - 2022 годах.
При расчетах поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на период 2020 - 2022 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,50 процента к суммам выплат, начисленным по всем основаниям оплаты труда. Коэффициент полноты сбора страховых взносов принят на 2020 - 2022 годы на уровне 0,991.
Общий объем расходов бюджета Фонда предусматривается:
на 2020 год в сумме 788 108,4 млн. рублей с ростом к утвержденным показателям предыдущего года на 6,4 процентов;
на 2021 год в сумме 831 396,4 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 5,5 процента;
на 2022 год в сумме 873 961,8 млн. рублей с ростом к предыдущему году на 5,1 процента.
Основные направления расходов бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов:
I. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
1.1. При определении расходов на выплату указанных пособий учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
предельные размеры пособий по временной нетрудоспособности исходя из стажевых периодов (рублей):
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||
до 5 лет |
60 |
41 976,98 |
44 400,66 |
46 974,25 |
от 5 лет до 8 лет |
80 |
55 969,31 |
59 200,88 |
62 632,33 |
свыше 8 лет |
100 |
69 961,64 |
74 001,10 |
78 290,41 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2020 год - в сумме 298 662,3 млн. рублей; на 2021 год - в сумме 315 985,2 млн. рублей; на 2022 год - в сумме 334 311,6 млн. рублей (из расчета оплаты 305,95 млн. дней ежегодно):
1.2. При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам застрахованным гражданам учитывались положения и нормы, предусматривающие:
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия: в 2020 году - 69 961,64 рублей, в 2021 году - 74 001,10 рублей, в 2022 году - 78 290,41 рублей.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособия по беременности и родам запланированы: на 2020 год - в сумме 127 416,7 млн. рублей на оплату 125,82 млн. дней; на 2021 год - в сумме 134 796,6 млн. рублей на оплату 125,81 млн. дней и на 2022 год - в сумме 142 331,0 млн. рублей на оплату 125,56 млн. дней.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного закона осуществляются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Расходы на выплату застрахованным лицам пособий в фиксированном размере, определены (в соответствии со статьей 4.2 указанного Федерального закона) с учетом ежегодной индексации с 1 февраля текущего года на индекс роста потребительских цен за предыдущий год: в 2020 году на 3,8%; в 2021 году - 3,0%, в 2022 году - 4,0%, а также с учетом прогнозируемого коэффициента рождаемости.
2.1. Размеры указанных пособий:
(рублей) | |||
Наименование показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Единовременное пособие при рождении ребенка (на 1 января 2020 года - 17 479,73) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
18 143,96 |
18 688,28 |
19 435,81 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (на 1 января 2020 года - 655,49) |
|
|
|
с 1 февраля соответствующего года |
680,40 |
700,81 |
728,84 |
Расходы бюджета Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка запланированы: на 2020 год - в сумме 20 468,5 млн. рублей на оплату 1 028,7 тыс. пособий; на 2021 год - в сумме 21 093,7 млн. рублей (1 028,6 тыс. пособий); на 2022 год - 21 875,6 млн. рублей (1 026,5 тыс. пособий).
Расходы бюджета Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности запланированы: на 2020 год - в сумме 522,3 млн. рублей на оплату 700,0 тыс. пособий; на 2021 год - в сумме 538,2 млн. рублей (699,9 тыс. пособий); на 2022 год - в сумме 558,2 млн. рублей (698,5 тыс. пособий).
2.2. При определении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет застрахованным гражданам, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
размеры минимальных пособий (см. таблицу):
следующие предельные размеры указанного пособия (см. таблицу):
(рублей) | |||
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|
40 |
27 984,66 |
29 600,44 |
31 316,16 |
Расходы бюджета Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы: на 2020 год - в сумме 156 693,8 млн. рублей на оплату 13 426,15 тыс. пособий; на 2021 год - 169 760,9 млн. рублей (13 748,38 тыс. пособий); на 2022 год - 180 325,4 млн. рублей (13 803,37 тыс. пособий).
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение, либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Размеры пособия:
(рублей) | |||
Пособие |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
(на 1 января 2020 года - 5 946,47 рубля) с 1 февраля соответствующего года |
6 172,44 |
6 357,61 |
6 611,91 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы на 2020 год - в сумме 525,9 млн. рублей; на 2021 год - 542,0 млн. рублей; на 2022 год - 563,2 млн. рублей (из расчета оплаты 77,69 тыс. пособий ежегодно).
II. Расходы бюджета Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" законопроектом предусмотрены следующие расходы:
выплата пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных;
единовременные страховые выплаты;
ежемесячные страховые выплаты;
осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
на доставку и пересылку страховых выплат.
1. При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 2 662,0 тыс. дней ежегодно, расходы на оплату которых прогнозируются на 2020 год в сумме 3 064,6 млн. рублей, на 2021 год - в сумме 3 242,3 млн. рублей, на 2022 год - в сумме 3 430,4 млн. рублей.
2. Расходы на финансовое на обеспечение единовременных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации максимальной суммы указанных выплат с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года: в 2020 году на 3,8%; в 2021 году - 3,0%, в 2022 году - 4,0%.
Размеры максимальной суммы выплат:
(рублей): | |||
Выплата |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
(на 1 января 2020 года - 100 512,29 рубля) с 1 февраля соответствующего года |
104 331,76 |
107 461,71 |
111 760,18 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 11 059 выплат ежегодно): на 2020 год - в сумме 1 625,9 млн. рублей; на 2021 год - в сумме 1 638,7 млн. рублей; на 2022 год - в сумме 1 655,5 млн. рублей.
3. Расходы на финансовое обеспечение ежемесячных страховых выплат по данному виду страхования определены с учетом ежегодной индексации размера указанных выплат с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.
Максимальный размер выплаты:
(рублей): | |||
Выплата |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
(на 1 января 2020 года - 77 283,86 рубля) с 1 февраля соответствующего года |
80 220,65 |
82 627,27 |
85 932,36 |
Расходы бюджета Фонда на указанные цели запланированы (из расчета оплаты 5 286 200 выплат ежегодно): на 2020 год - в сумме 62 592,8 млн. рублей; на 2021 год - в сумме 65 278,8 млн. рублей; на 2022 год - в сумме 68 687,5 млн. рублей.
4. Расходы на финансирование Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, предусмотрены в 2020 году в сумме 28 580,3 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 160,0 млн. рублей, в 2021 году - в сумме 29 079,9 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 186,9 млн. рублей, в 2022 году - в сумме 29 694,8 млн. рублей, из них на финансовое обеспечение предупредительных мер - 17 310,9 млн. рублей.
5. Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2020 год в объеме 228,0 млн. рублей, на 2021 год - в объеме 237,6 млн. рублей, на 2022 год - в объеме 249,7 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на реализацию отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
тыс. рублей | ||||
|
Наименование публично нормативного обязательства |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1. |
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
|
|
|
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы |
33 265 063,4 |
33 298 998,6 |
33 339 614,9 |
|
2. |
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 262) |
|
|
|
на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами |
4 989 655,8 |
5 294 027,0 |
5 638 135,2 |
|
3. |
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" |
|
|
|
на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно |
5 539 349,2 |
5 539 349,2 |
5 539 349,2 |
|
4. |
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" |
|
|
|
пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов; |
98 418,3 |
104 127,2 |
110 166,7 |
|
пособия по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в трудовой стаж нестраховых периодов |
29,8 |
31,5 |
33,3 |
|
5. |
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
14 336,3 |
15 167,8 |
16 047,5 |
|
6. |
Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
272,6 |
288,4 |
305,1 |
|
7. |
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" |
|
|
|
пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм |
5,3 |
5,6 |
5,9 |
Комитет обращает внимание на увеличение объемов ассигнований из федерального бюджета на финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР), включая расходы на осуществление указанных полномочий - до 33,3 млрд. рублей ежегодно (в 2019 году - 28,8 млрд. рублей).
IV. Расходы Фонда за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Фонд за счет средств, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 законопроекта осуществляет оплату услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности (в том числе правовой, психологической и медико-социальной помощи), родов и послеродовом периоде, а также профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, с учетом стоимости "Родового сертификата" в размере 12,0 тыс. рублей (в 2019 году - 11 тыс. рублей) ежегодно, а также оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов.
На эти цели предусматриваются средства в объеме: в 2020 году - 16 668,2 млн. рублей; в 2021 году - 16 666,8 млн. рублей; в 2022 году - 16 634,0 млн. рублей.
V. Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда
На обеспечение текущей деятельности Фонда предусмотрены ассигнования на 2020 год в сумме 25 373,9 млн. рублей, на 2021 год, - в сумме 26 186,9 млн. рублей, на 2022 год, - в сумме 27 201,0 млн. рублей, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда.
При расчете фонда оплаты труда на рассматриваемый период 2020 - 2022 годов учитывалось повышение оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 октября 2020 года на 3%, с 1 октября 2021 года - 4,0%, с 1 октября 2022 года - 4,0%.
Остатки средств бюджета Фонда
(млн. рублей) | |||
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на начало года |
31 716,6 |
17 325,7 |
0,0 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на конец года |
17 325,7 |
0,0 |
11 601,3 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало года |
200 551,3 |
238 411,8 |
245 467,3 |
Остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на конец года |
238 411,8 |
245 467,3 |
296 386,2 |
Выводы и замечания
1. Бюджет Фонда на 2020 - 2021 годы в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется с дефицитом.
В качестве источника покрытия дефицита бюджета Фонда по данному виду страхования в 2020 году предусматривается использование остатка денежных средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на начало года, в 2021 году покрытие дефицита с учетом остатка денежных средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и остатка денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2021 года.
В связи с этим комитет обращает внимание, что в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" покрытие дефицита в системе обязательного социального страхования по любому виду страхования должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.
2. Расходы бюджета Фонда на период 2020 - 2022 годов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий предусматриваются исходя из увеличенных по сравнению с 2019 годом объемов бюджетных ассигнований (33,3 млрд. рублей ежегодно).
Вместе с тем, представляется необходимым дальнейшее увеличение указанных бюджетных ассигнований, с целью приведения в соответствие с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137 (36,3 млрд. рублей ежегодно).
3. Впервые в объемах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда предусматриваются средства на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в сумме 5,5 млрд. рублей ежегодно.
Вместе с тем, не представляется возможным оценить каким образом определен объем средств федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением гражданам в следующем финансовом году государственной социальной помощи в рамках набора социальных услуг, который определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина (на следующий год) и численности граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по состоянию на 1 октября текущего года.
С учетом изложенных выводов и замечаний, комитет рекомендует проект федерального закона N 802506-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.