Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 828239-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект, НК РФ) подготовлен в рамках разработки проекта федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации".
1. В целях обеспечения стабильных условий ведения инвестиционной деятельности и повышения возможности адаптации организаций и индивидуальных предпринимателей к изменениям законодательства о налогах и сборах законопроектом устанавливается отсрочка вступления в силу положений актов законодательства о налогах и сборах, предусматривающих увеличение налоговых ставок (в том числе пониженных) и (или) отмену пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу и (или) земельному налогу, уплачиваемым организациями и индивидуальными предпринимателями.
В частности, предусматривается, что соответствующие положения актов законодательства о налогах и сборах будут вступать в силу не ранее чем по истечении трех лет со дня официального опубликования актов и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
2. Статья 5 НК РФ дополняется пунктом 4.3, содержащим положения об обеспечении неизменности законодательства о налогах и сборах для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации", заключенных Российской Федерацией, в отношении:
объектов налогообложения, порядка определения налоговой базы, налоговых периодов, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога;
сроков уплаты и порядка возмещения налога на добавленную стоимость;
перечня налогов и сборов, установленных законодательством о налогах и сборах на момент заключения соглашения.
Для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключенных без участия Российской Федерации, неизменность налогообложения будет обеспечиваться только в части налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога.
Устанавливается, что вышеуказанные особенности применения актов законодательства о налогах и сборах не будут распространяться на акты, предусматривающие снижение налоговых ставок и (или) введение льгот по региональным и местным налогам, условия и сроки их применения и прекращения их действия, введение новых государственных пошлин.
Согласно проектируемым положениям главы 3.5 НК РФ участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений признается организация, реализующая проект, являющаяся стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации", с даты включения в реестр соглашений о защите и поощрении капиталовложений сведений о заключении с такой организацией соответствующего соглашения.
Обязательным условием применения законодательства о налогах и сборах с учетом особенностей, устанавливаемых пунктом 4.3 статьи 5 НК РФ, является ведение налогоплательщиком раздельного учета сумм налогов, объектов налогообложения и налоговой базы по соответствующим налогам в части правоотношений, связанных с выполнением соглашения о защите и поощрении капиталовложений, и в части иных правоотношений.
Предусматривается, что особенности, устанавливаемые пунктом 4.3 статьи 5 Ж РФ, будут применяться налогоплательщиком до даты утраты им статуса участника соглашения о защите и поощрении капиталовложений (прекращения действия соглашения, его расторжения или наступления определенного соглашением срока).
Положения пункта 4.3 статьи 5 НК РФ будут также распространяться на концессионеров по концессионным соглашениям и частных партнеров по соглашениям о государственно-частном партнерстве, содержащим положения о применении законодательства о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанных пунктом.
3. В целях обеспечения благоприятных условий ведения инвестиционной деятельности в рамках общего инвестиционного режима в соответствии с положениями проекта федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими обеспечение равного права на получение государственной (муниципальной) поддержки в целях осуществления инвестиционной деятельности для вновь созданных или действующих на момент ее предоставления инвесторов и (или) организаций, реализующих проекты, в рамках законопроекта проводится унификация порядка применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, установленных для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток, с порядком, установленным для участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.
В частности, предусматривается, что вышеуказанные категории налогоплательщиков смогут применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций либо ко всей налоговой базе (при условии, что доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток, составляют не менее 90 процентов всех доходов), либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соответствующего соглашения (при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.