Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 828241-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект, БК РФ) подготовлен в рамках разработки проекта федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации".
1. Законопроектом предусматривается уточнение положений статей 78 и 78.3 БК РФ в целях обеспечения возможности предоставления юридическим лицам субсидий на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями, в том числе затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации проектов. В частности:
расширяется перечень видов объектов инфраструктуры, затраты на создание (модернизацию, реконструкцию) которых могут субсидироваться юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, за счет видов, указанных в Федеральном законе "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации";
устанавливается возможность обременения созданных (модернизированных, реконструированных) объектов, в том числе путем закрепления обязанности получателя субсидии безвозмездно передать соответствующие объекты в государственную (муниципальную) собственность;
устанавливается требование о необходимости соблюдения получателем субсидии законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при создании (модернизации, реконструкции) объектов, подлежащих передаче в государственную (муниципальную) собственность (наряду с требованием об обеспечении получателями субсидий проведения государственной экспертизы проектной документации таких объектов и проверки достоверности определения их сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности);
допускается предоставление субсидий на возмещение вышеуказанных затрат юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а также государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям (в действующей редакции БК РФ допускается предоставление субсидий на финансовое обеспечение соответствующих затрат).
В соответствии с проектом федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации" возмещение затрат предусматривается в пределах поступивших от реализации инвестиционных проектов налоговых и иных обязательных платежей.
Предоставление рассматриваемых субсидий будет осуществляться на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые должны соответствовать требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации к таким актам.
2. В целях обеспечения стабильности государственной (муниципальной) поддержки инвестиционных проектов законопроект предусматривает дополнение БК РФ положениями, устанавливающими:
необходимость планирования бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств с учетом действующих и неисполненных обязательств при первоочередном планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих обязательств;
необходимость принятия получателями бюджетных средств новых бюджетных обязательств с учетом принятых, но неисполненных обязательств.
3. Законопроектом вводятся основания для учета результатов финансово-инвестиционного аудита при подготовке проектов законов о бюджете, внесении изменений в законы о бюджете и внесении изменений в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета.
Непосредственное регулирование финансово-инвестиционного аудита предусматривается в рамках проекта федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации".
Организация проведения финансово-инвестиционного аудита возлагается на финансовые органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом предусматривается право таких органов в установленных случаях привлекать для проведения финансово-инвестиционного аудита заинтересованные органы государственной власти, а также юридические лица, в качестве которых в соответствии с Концепцией модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 694-р, планируется определить АО "УК РФПИ" и государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) не приведет непосредственно к изменению доходов и (или) расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем включение в бюджетное законодательство Российской Федерации процедуры финансово-инвестиционного аудита направлено на стимулирование привлечения частных инвестиций в мероприятия национальных проектов (программ), прочие мероприятия в рамках государственных программ и непрограммных направлений деятельности, замещение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации частными инвестициями, повышение обоснованности принятия решений о целесообразности (нецелесообразности) предоставления мер государственной поддержки, в связи с чем законопроект создает предпосылки для увеличения доходов и (или) снижения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по итогам проведения финансово-инвестиционного аудита.
Оценка финансово-экономических последствий принятия решений с учетом результатов финансово-инвестиционного аудита и определение источников финансового обеспечения указанных решений будет осуществляться в установленном порядке при принятии соответствующих решений.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", предусматривающее внесение изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2017 г. N 1261 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным государственным учреждениям) на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств" в целях установления порядка предоставления субсидий юридическим лицам (включая государственные корпорации (компании) и публично-правовые компании), являющимся организациями, реализующими проекты в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений, заключенных в соответствии с проектом федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации", в течение срока действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" и постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 1453 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям" в целях замены требования о необходимости достижения показателей результативности предоставления субсидий требованием о необходимости достижения результатов предоставления субсидий.
В целях обеспечения реализации процедуры финансово-инвестиционного аудита в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 694-р (далее - План), также предполагается внесение изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
3) постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" в целях введения требования о проведении финансово-инвестиционного аудита в отношении мероприятий национальных проектов;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" в целях введения требования о проведении финансово-инвестиционного аудита в отношении предложений о реализации мероприятий проектов (программ) и (или) отдельных мероприятий межпрограммных проектов (программ), а также ведомственных целевых программ пилотных государственных программ;
5) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в целях наделения Минфина России полномочиями по организации проведения финансово-инвестиционного аудита;
6) постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" в целях установления требования о включении в состав целевых программ (паспорта целевых программ) мероприятий, соответствующих критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, с учетом результатов финансово-инвестиционного аудита;
7) постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" в целях обеспечения формирования заинтересованными лицами заявок на проведение финансово-инвестиционного аудита таких заявок;
8) постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326 "Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в целях обеспечения учета заключения, подготовленного по итогам проведения финансово-инвестиционного аудита, в бюджетном процессе, а также установления возможности отклонения Минфином России "возвратного" распределения бюджетных ассигнований, предоставляемого главными распорядителями бюджетных средств, в случае несоблюдения ими принципа приоритетного направления бюджетных ассигнований на исполнение действующих бюджетных обязательств;
9) постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" в целях установления порядка проведения финансово-инвестиционного аудита при исполнении поручений (указаний) Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации;
10) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1006 "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период" в целях интеграции в процесс составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период механизма принятия обоснованных решений о целесообразности (нецелесообразности) реализации новых мероприятий с предоставлением мер государственной поддержки;
11) постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2014 г. N 855 "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов" в целях интеграции в процесс составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период механизма принятия обоснованных решений о целесообразности (нецелесообразности) реализации новых мероприятий с предоставлением мер государственной поддержки;
12) постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 324 "Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы";
13) постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 941 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета";
14) постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 14 "Об утверждении Правил принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации";
15) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1688 "Об утверждении Правил принятия решения о предоставлении субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации";
16) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1691 "О порядке принятия решений о предоставлении из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям";
17) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1692 "О порядке принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета".
Внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации, указанные в подпунктах 12-17 настоящего пункта, необходимо для включения в процедуру принятия решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) средств федерального бюджета на объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества) результатов процедуры финансово-инвестиционного аудита.
Обоснование необходимости подготовки: пункты 3 - 7, 9 - 11, 13 Плана, пункты 1-4 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации", предусматривающий внесение изменений в следующие акты:
1) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 261н "О Порядке формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований" в части уточнения требований к обоснованиям бюджетных ассигнований, предоставляемым главными распорядителями средств федерального бюджета;
2) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2018 г. N 184н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств" в части определения порядка внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета с учетом результатов финансово-инвестиционного аудита.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 12 Плана, пункты 3 и 5 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 582 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" в целях установления порядка учета ответственными исполнителями государственных программ, соисполнителями государственных программ и ответственными государственными органами исполнительной власти результатов финансово-инвестиционного аудита при разработке проектов государственных программ или внесении изменений в государственные программы.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 8 Плана, пункты 3 и 5 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель: Министерство экономического развития Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.