Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 834004-7 "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) направлен на защиту прав граждан от действий кредитных организаций, связанных с взиманием просроченной задолженности по кредитным платежам.
Согласно части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, кредитные организации, согласно диспозиции части 1 статьи 14.57 КоАП РФ, исключены из перечня субъектов соответствующего административного правонарушения.
Однако, нормы Федерального закона от 03.07.2016 г. N 230-Ф3 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - закон) являются обязательными и для кредитных организаций, более того, в настоящий момент анализ поступающих в территориальные органы ФССП России обращений и судебной практики по применению ст. 14.57 КоАП РФ свидетельствует о частом нарушении данных норм именно с их стороны (Постановление Бердского городского суда Новосибирской области от 17.07.2017 по делу N 5-191/2017, Ленинского районного суда г. Костромы от 08.12.2017 по делу N 5-353/2017, заместителя председателя Московского городского суда от 20.04.2018 и в решении Московского городского суда от 24.08.2017 по делу N 7-12039 и т.д.).
При этом, действующая конструкция нормы части 1 статьи 14.57 КоАП РФ создает препятствия в правоприменительной практике, где суды, несмотря на грубые нарушения кредитными организациями порядка взыскания кредитной задолженности, прекращают производства о привлечении кредитных организаций к административной ответственности, поскольку они не являются субъектом административного правонарушения (Решение Зареченского районного суда г. Тулы от 31.05.2017 г. по делу N 7-118, Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13.06.2017 г. по делу N 5-96/2017, Решение Измайловского районного суда г. Москвы от 16.10.2017 г. по делу N 5-1744/2017 и т.д.).
По сообщениям СМИ (https://www.kommersant.ru/doc/4054193), Банк России за первую половину 2019 г. получил от граждан более 74 тыс. жалоб на банки, из которых 3,12 тыс. касалось нарушений при взыскании. Согласно положениям, изложенным в статьях 73 и 74 Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", Банк России вправе выдать кредитным организациям предписания об устранении нарушений федеральных законов, а также оштрафовать кредитные организации в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала. Вместе с тем, регулятор не предоставляет информацию о том, как именно он отреагировал на вышеприведенные 3,12 тыс. обращений граждан по поводу нарушений законодательства о взыскании долгов.
Наряду с этим, ФССП России за первое полугодие 2019 года получила более 1,36 тыс. обращений граждан о нарушениях при взыскании долгов банками, в результате чего было возбуждено 42 дела об административных правонарушениях. По шести делам судами назначены штрафы на общую сумму 235 тыс. руб., однако по одиннадцати делам производство было прекращено (судьба остальных дел неизвестна).
Представленная статистика позволяет сделать вывод о неэффективности текущего правового регулирования с точки зрения превенции совершения банками нарушений норм закона.
В целях более создания более эффективного механизма защиты прав граждан при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, в том числе путем исключения правовой коллизии между частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ и положениями закона, а также недопущения нарушения прав граждан кредитными организациями при взыскании просроченной задолженности, законопроектом предлагается в части 1 статьи 14.57 КоАП РФ исключить упоминание кредитной организации, как субъекта, освобожденного от административной ответственности за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих при этом соответствующее законодательство Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект имеет важное социальное значение, поскольку его принятие позволит защитить права граждан-кредитных должников от незаконных методов взыскания, используемых кредитными организациями.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.