Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 831156-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок"
Досье на проект федерального закона
Минтрансом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок" (далее - законопроект), предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю (надзору) за осуществлением международных автомобильных перевозок, полномочиями по проведению проверок:
на остановочных пунктах, в том числе расположенных на автостанциях, автовокзалах;
в иных местах, расположенных в границах населенных пунктов, в случае посадки и высадки пассажиров в транспортное средство, осуществляющее международные автомобильные перевозки.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на более полное осуществление контрольно-надзорных полномочий сотрудниками Госавтодорнадзора в части контроля международных автомобильных перевозок пассажиров. В настоящее время указанный контроль осуществляется только на стационарных и передвижных контрольных пунктах, что не позволяет в полном объеме осуществлять контроль соблюдения как международного, так и внутрироссийского законодательства, в том числе в части соблюдения требований отправки автобусов с установленных мест.
Так, например, пунктом 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств - участников Содружества Независимых Государств (Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, заключена в г. Бишкеке 9 октября 1997 г.) закреплено, что отправление и прибытие автобусов международного сообщения осуществляется с автовокзала (автостанции). Транспортный контроль в указанных местах не осуществляется.
Кроме того, транспортный контроль не осуществляется в местах посадки и (или) высадки пассажиров при перевозках пассажиров при нерегулярных пассажирских международных автомобильных перевозках.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в стационарных и передвижных контрольных пунктах на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации, в передвижных контрольных пунктах на обозначенных дорожными знаками стоянках (парковках) транспортных средств и при осуществлении таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Соответственно перевозчики, осуществляя посадку и (или) высадку пассажиров с нарушениями законодательства вне указанных мест, не могут быть проверены сотрудниками Ространснадзора.
В связи с вышеизложенным объективная статистика по нарушениям законодательства в части посадки и (или) высадки пассажиров при перевозках пассажиров в международном пассажирском сообщении отсутствует.
Вместе с тем в государствах Таможенного Союза контроль за международными автомобильными перевозками осуществляют:
а) Белоруссия:
согласно пункту 5 Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций, внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2002 г. N 1218 и от 17 февраля 2012 г. N 156, признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. N 776 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 января 2014 г. N 71, транспортной инспекцией осуществляется автомобильный контроль на автомобильных дорогах общего пользования Республики Беларусь, улицах населенных пунктов, не отнесенных в установленном порядке к автомобильным дорогам, в том числе специально обозначенных дорожными знаками стационарных контрольных пунктах - постах весогабаритного контроля или передвижных постах весогабаритного контроля.
Таким образом, в Белоруссии транспортный контроль осуществляется в любом месте;
б) Казахстан:
согласно частям 2 и 3 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. N 476 "Об автомобильном транспорте Республики Казахстан" государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об автомобильном транспорте осуществляется центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство в области автомобильного транспорта, и другими государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
Контроль за проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан осуществляется в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Республики Казахстан, совпадающую с таможенной границей Евразийского экономического союза, а также в иных местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и на постах транспортного контроля на территории Республики Казахстан, автомобильных дорогах общего пользования, автомобильных дорогах в пределах границ городов или иных населенных пунктов.
Исключений в законодательстве для международных перевозок в части места контроля не имеется.
Таким образом, в Казахстане транспортный контроль осуществляется в любом месте;
в) Армения:
согласно пункту 51 Порядка осуществления межгосударственным перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте с территории Республики Армения, утвержденному постановлением Республики Армения от 27 декабря 2007 г. N 1587-N, надзор над межгосударственными перевозками пассажиров и багажа на автобусах осуществляется на основании международных соглашений о межгосударственном автомобильном сообщении и национальных законодательств тех государств, по территории которых осуществляется перевозка.
Таким образом, в Армении транспортный контроль внутри государства не осуществляется;
г) Киргизия:
согласно части 3 статьи Закона Кыргызской Республики от 19 июля 2013 г. N 154 "Об автомобильном транспорте" государственный контроль за проездом автотранспортных средств по территории Кыргызской Республики осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Кыргызской Республики и на внутренних стационарных постах, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.
Таким образом, установлено ограничение для мест проверки транспортных средств, осуществляющих международные перевозки.
Учитывая, что законодательство Киргизии копирует законодательство Российской Федерации, указанные нормы Закона Кыргызской Республики коррелируют с действующей редакцией Федерального закона N 127-ФЗ.
Таким образом, законодательством Таможенного Союза контроль за международными автомобильными перевозками либо осуществляется в любом месте, либо транспортный контроль внутри государства не осуществляется.
Вместе с тем в Ространснадзор поступают обращения о фактах несанкционированной посадки и (или) высадки пассажиров в автобусы, следующие в международном пассажирском сообщении, вне автовокзалов и автостанций, например, у железнодорожных вокзалов крупных городов.
Кроме того, принятие законопроекта позволит в полной мере обеспечить действие принципа неотвратимости наказания за нарушения правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению безопасности указанных перевозок.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок" (далее - законопроект) потребует внесения изменений:
- в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок".
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России;
- в постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре".
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России;
- в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок, утвержденный приказом Минтранса России от 11 июля 2012 г. N 229 (зарегистрирован Минюстом России 17 октября 2012 г., регистрационный N 25700).
Срок подготовки: 9 месяцев со дня официального опубликования федерального закона. Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.