Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 842639-7 "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемые настоящим проектом федерального закона поправки направлены на стимулирование деловой активности в области судоходства и на завершение процедур, необходимых для регистрации судов в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов.
Проект федерального закона призван создать благоприятные социально-экономические условия в сфере морских перевозок, основанные на балансе интересов государства, перевозчиков и потребителей их услуг, а также обеспечить повышение конкурентоспособности морских перевозчиков, осуществляющих перевозки и буксировку на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации предусматривается возможность регистрации в Российском международном реестре судов самоходных судов с главным двигателем мощностью не менее 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее, чем 80. Общими критериями для судов указанных категорий при регистрации в Российском международном реестре судов являются их постройка российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и использование в целях торгового мореплавания.
В соответствии со статьей 36 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации одним из условий для регистрации в Российском международном реестре судов, а также для ежегодного подтверждения регистрации судна в указанном реестре является предоставление подтверждения об уплате государственной пошлины. Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации указанная пошлина поставлена в зависимость только от валовой вместимости судна и уплачивается в отношении судов валовой вместимостью 80 и выше. Данная диспозиция не учитывает положение подпункта 4 пункта 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в котором идет речь о двух категориях судов со своими отличительными признаками - самоходные с главным двигателем мощностью не мене 55 киловатт и несамоходные вместимостью не менее, чем 80.
Действующая формулировка подпунктов 108 и 109 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по сути предполагает, что валовая вместимость судна не менее 80 является основным и общим условием для регистрации судов в Российском международном реестре судов как самоходных, так и несамоходных судов.
Существующая правовая коллизия затрудняет осуществление фактической регистрации судов в Российском международном реестре судов, в том числе ряда инновационных самоходных судов, спроектированных отечественными конструкторскими организациями и построенных российскими судостроительными предприятиями, к которым относятся суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке, используемые для перевозки пассажиров.
Отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации размера государственной пошлины за государственную регистрацию судов в Российском международном реестре судов с учетом положения статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей исчерпывающий перечень льгот в виде освобождения от уплаты государственной пошлины для граждан и физических лиц, не позволяет трактовать его как льготу и свидетельствует о наличии проблем с государственной регистрацией судов и прав на них.
Одновременно следует отметить, что предлагаемая проектом федерального закона корректировка подпунктов 108 и 109 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации не затрагивает самоходные суда с главным двигателем менее 55 киловатт, так как указанные суда в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации регистрируются в других судовых реестрах и их налогообложение осуществляется в ином порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, а также Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации позволяют регистрировать указанные суда в Российском международном реестре судов. Однако возможность такой регистрации блокируется отсутствием размера соответствующей пошлины в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для разрешения коллизии Минтрансом России предлагается внести изменения в подпункты 108 и 109 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, приведя тем самым к единообразному толкованию положений о возможности регистрации судов в Российском международном реестре судов с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона будет способствовать увеличению числа судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, обновлению российского флота, стимулированию судовладельцев к размещению заказов на строительство указанных категорий судов на российских судостроительных предприятиях. Реализация проекта федерального закона создаст мультипликативный эффект для развития отечественного судоходства, судостроения и других отраслей экономики, связанных с обслуживанием судов и организацией перемещения пассажиров как в пределах конкретных территориальных образований, так и в сообщениях между субъектами Российской Федерации. Кроме того, реализация проекта федерального закона улучшит транспортную активность населения в субъектах, связанных между собой водным сообщением.
Одновременно проектом федерального закона предлагается урегулировать вопрос регистрации судов в Российском открытом реестре судов, созданном в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона "О международных компаниях" и Федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".
В Российском открытом реестре судов могут регистрироваться:
1) суда, в том числе маломерные, используемые в коммерческих целях, при условии эксплуатации таких судов в целях осуществления видов деятельности, не предусмотренных статьей 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";
2) маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, спортивные парусные и прогулочные суда.
Для регистрации в указанном реестре и ежегодного подтверждения такой регистрации, так же, как и в Российском международном реестре судов, необходимо уплатить государственную пошлину.
Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 324-Ф3 "О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлены размеры государственной пошлины для регистрации судов в Российском открытом реестре судов (положение вступает в силу с 1 января 2020 г.). Однако положениями данного закона (подпункты 108 и 109 статьи 333.33 в отношении Российского открытого реестра) установлен размер государственной пошлины только в зависимости от валовой вместимости судна от 80 единиц, тем самым лишая возможности судовладельцев регистрировать суда в Российском открытом реестре судов, имеющие валовую вместимость менее 80 единиц. Таким образом, возникает проблема, аналогичная изложенной выше проблеме с регистрацией судов в Российском международном реестре судов.
Для корректировки положений, принятых Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 324-ФЗ, в части установления размеров государственной пошлины за регистрацию и ежегодное подтверждение такой регистрации судов в Российском открытом реестре судов, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в подпункты 108 и 109 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона позволить привлечь дополнительные суда под российский флаг, и, как следствие, повлечет дополнительные доходы в федеральный и региональные бюджеты Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов различных уровней и не приведет к сокращению их доходной части.
В проекте федерального закона не содержится положений, регулирующих правоотношения, предусмотренные пунктом 60.1 Регламента Правительства Российской Федерации, в связи с чем проект федерального закона не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.