Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 843100-7 "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно)
Досье на проект федерального закона
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 года N 4520-1) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, в порядке, в размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно", компенсация предоставляется только неработающим пенсионерам.
Таким образом, пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющие опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье и получающие за это вознаграждение не попадают под действие указанной статьи.
В соответствии с статьей 33 Закона от 19 февраля 1993 года N 4520-1 компенсируются расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Опека и попечительство находится в ведении органов местного самоуправления, которые не относятся к коммерческим организациям, поэтому действие этой статьи нельзя распространить на пенсионеров-опекунов.
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предлагается предусмотреть возможность получения указанной компенсации для пенсионеров, осуществляющих опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье.
На данный момент существует два противоположных решения Верховного Суда Российской Федерации по вопросу, является ли исполнение обязанностей приемного родителя оплачиваемой деятельностью - однако более позднее решение выступает за уравнение исполнения обязанностей приемного родителя к обычной оплачиваемой деятельности. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2015 года N 72-КГ15-3 было установлено, что "получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате".
Действующий Закон от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 ставит пенсионеров, создавших приемные семьи, в неравные условия по отношению к другим гражданам, которым государство гарантирует возмещение части затрат на отдых в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера: работающим - за счет работодателя, пенсионерам - за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионеры, осуществляющие опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье, не учтены ни в одной статье Закона.
Предлагаемая законодательная инициатива направлена на решение создавшейся социальной несправедливости.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно)
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно) не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(в части уточнения категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно) потребует внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.