Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 843907-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем вышеназванный принцип деятельности войск национальной гвардии Федеральным законом в должной мере не раскрывается.
В этой связи законопроектом предлагается изложить статью 4 Федерального закона в новой редакции, уточняющей содержание принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также порядок его применения в деятельности войск национальной гвардии.
Кроме того, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на сотрудников полиции возложена прямая обязанность представляться и предъявлять по требованию гражданина свое служебное удостоверение (в случае обращения сотрудника полиции к гражданину), а в случае применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, разъяснить ему причины и основания таких мер, а также возникающие в этой связи права и обязанности гражданина.
В войсках национальной гвардии также проходят службу сотрудники, имеющие специальное звание полиции, деятельность которых связана с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности.
Так, сотрудники подразделений вневедомственной охраны Росгвардии несут службу в единой дислокации с сотрудниками органов внутренних дел, выполняя смежные задачи.
Сотрудники вневедомственной охраны на маршрутах патрулирования так же, как и сотрудники органов внутренних дел, имеют право пресекать преступления, правонарушения и противоправные действия, проверять документы у граждан.
За период 2018 года сотрудниками войск национальной гвардии задержано 642 тыс. правонарушителей, из них сотрудниками подразделений вневедомственной охраны - 399 тыс. чел. По подозрению в совершении преступлений задержано 23 тыс. чел., из них сотрудниками подразделений вневедомственной охраны - 22 тыс. чел. Всего в 2018 году сотрудниками войск национальной гвардии выявлено 8 849 преступлений.
При этом Федеральным законом на них не возложена обязанность представляться и предъявлять служебное удостоверение, в результате чего граждане лишены возможности убедиться, что к ним обращается именно уполномоченный на то представитель власти.
Аналогичные обязанности не возложены и на сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы и госконтроля Росгвардии, которые осуществляют контроль за оборотом оружия, а также за деятельностью частных охранных организаций и частных детективов. При этом сотрудники Росгвардии имеют право проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения или использования ими оружия, проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, а также объекты, где они обращаются. Такие проверки также зачастую проводятся вместе с сотрудниками органов внутренних дел.
Законопроектом предлагается устранить имеющийся пробел правового регулирования деятельности сотрудников войск национальной гвардии, возложив на них обязанность представляться и предъявлять служебное удостоверение в случае реализации ими отдельных полномочий, предусмотренных Федеральным законом и затрагивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, а также разъяснять гражданам причину и основания применения таких мер и возникающие в связи с этим их (граждан) права и обязанности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.