Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 847595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания правовых условий для формирования товарных имущественных пулов"
Досье на проект федерального закона
1. В 2015 году в законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - "клиринговый сертификат участия", предоставляющий участникам финансового рынка максимально широкие возможности для управления обеспечением по операциям репо.
Согласно Федеральному закону "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге) клиринговый сертификат участия - неэмиссионная документарная предъявительская ценная бумага с обязательным централизованным хранением, выдаваемая клиринговой организацией, сформировавшей имущественный пул, и удостоверяющая право ее владельца требовать от клиринговой организации выплаты ее номинальной стоимости при наступлении определенных условий (возврата имущества, внесенного в пул).
В свою очередь, имущественный пул представляет из себя обособленную совокупность ценных бумаг и иного имущества, формируемого за счет взносов участников клиринга. В соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона о клиринге в имущественный пул могут вноситься ценные бумаги, денежные средства, в том числе в иностранной валюте, а также драгоценные металлы.
На текущий момент Небанковской кредитной организацией - центральным контрагентом "Национальный Клиринговый Центр" (Акционерное общество) сформировано 4 имущественных пула, а именно: пул ОФЗ, пул облигаций, пул акций и пул всех инструментов, допущенных к операциям РЕПО с центральным контрагентом. По итогам 2018 года объем операций РЕПО с клиринговыми сертификатами участия составил 46,9 трлн рублей (15% от объемов операций репо на денежном рынке Московской Биржи), а по итогам трех кварталов 2019 года - 41,8 трлн рублей (19% от объемов операций репо на денежном рынке Московской Биржи).
При этом в настоящее время актуальным является предоставление возможности формирования и товарных имущественных пулов, то есть пулов, в которые могут вноситься товары, в первую очередь, зерно. Для решения указанной задачи требуется урегулировать вопросы обособления товара, внесенного в имущественный пул, на товарных счетах. В связи с этим законопроектом предусматриваются нормы об учете такого товара на отдельных клиринговых товарных счетах клиринговой организации, а в случае, если клиринговая организация, формирующая имущественный пул, является оператором товарных поставок, товары, внесенные в имущественный пул, учитываются на торговых товарных счетах, являющихся имущественными товарными торговыми счетами. При этом правовой режим торгового товарного счета полностью распространяется на имущественный товарный торговый счет.
Законопроектом устанавливается, что в имущественный пул могут вноситься только товары, допущенные к организованным торгам и (или) являющиеся базисным активом производного финансового инструмента, допущенного к организованным торгам.
2. В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об организованных торгах" к участию в организованных торгах ценными бумагами, в том числе клиринговыми сертификатами участия, допускаются только профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, центральный контрагент, Банк России, а также Федеральное казначейство.
При этом следует отметить, что согласно указанной статье юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, могут быть допущены к участию в организованных торгах товаром, а также к участию в организованных торгах, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, если договоры заключаются за счет таких юридических лиц.
Учитывая, что клиринговые сертификаты участия представляют из себя секьюритизацию обеспечения, то есть по сути являются производными инструментами, представляется логичным допустить юридические лица к организованным торгам, на которых заключаются договоры репо с клиринговыми сертификатами участия имущественного пула, в который внесен товар в соответствии с Законом о клиринге. Для этого законопроектом предлагается внести ряд изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах", которые позволят участникам товарного рынка снизить издержки при совершении операций рефинансирования под товарные активы.
3. Согласно статье 25 Федерального закона "О центральном депозитарии" юридические лица, вправе открывать счета депо владельцев ценных бумаг в центральном депозитарии при условии, что полномочия по подаче поручений на проведение операций по соответствующему счету депо предоставлены профессиональному участнику рынка ценных бумаг или Банку России.
Таким образом, юридические лица в случае получения возможности совершать операции репо с клиринговыми сертификатами участия, выдаваемыми при внесении активов в имущественный пул, не смогут учитывать полученные клиринговые сертификаты участия на собственных счетах депо в центральном депозитарии, а также самостоятельно подавать поручения в центральный депозитарий об их списании и зачислении, и фактически не смогут использовать ценные бумаги для обеспечения позиций по своим сделкам даже при наличии ценных бумаг в портфеле участников торгов, что снижает их возможности по проведению операций на финансовом рынке.
В целях решения данной проблемы законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О центральном депозитарии" поправку, которая предоставит возможность открывать в центральном депозитарии счета депо владельцев ценных бумаг юридическим лицам, являющимися участниками клиринга клиринговой организации, для которой центральный депозитарий является расчетным депозитарием, осуществляющим операции, связанные с исполнением обязательств по передаче ценных бумаг по итогам клиринга.
Предлагаемый в законопроекте подход позволит снизить финансовые издержки участников клиринга (в том числе, являющихся в настоящее время участниками организованных торгов товаром, производными финансовыми инструментами на товар, иностранной валютой) и временные затраты на проведение операций, повысить гарантии завершения расчетов по сделкам, обязательства по которым определяются клиринговой организацией, так как учет прав на принадлежащие участнику клиринга ценные бумаги будет осуществляться непосредственно центральным депозитарием, совершающим операции, связанные с исполнением обязательств по передаче ценных бумаг по итогам клиринга.
4. В связи с тенденцией по увеличению числа сегрегированных счетов, в целях обеспечения исполнения обязательств перед центральными контрагентами законопроектом предлагается дополнить Закон о клиринге нормой, в соответствии с которой сегрегация счетов не будет считаться основанием для участника клиринга для не обеспечения исполнения и (или) неисполнения соответствующих обязательств за счет его имущества.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания правовых условий для формирования товарных имущественных пулов"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания правовых условий для формирования товарных имущественных пулов" не потребуют дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания правовых условий для формирования товарных имущественных пулов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания правовых условий для формирования товарных имущественных пулов" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.