Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 848142-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения перечня обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)"
Досье на проект федерального закона
Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. Чудовищное по своей жестокости преступление было совершено 7 ноября 2019 г. доцентом кафедры истории нового времени исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в отношении 24-летней аспирантки.
Особое внимание в последние годы уделяется требованиям, предъявляемым к лицам, занимающимся преподавательской деятельностью. Перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, установлен в действующей редакции ст. 331 ТК РФ и включает лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющих или имевших судимость, за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; лиц, признанных недееспособными в установленном федеральным законом порядке; а также имеющих заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Трудовой кодекс РФ (абз. 6 ст. 88) содержит требование к работодателю не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника. Однако из этого правила предусмотрено исключение для тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником определенной в договоре трудовой функции. Предлагаемое настоящим проектом закона расширение требований к здоровью кандидата на должность педагогического работника в сфере среднего и высшего профессионального образования, призвано защитить учащихся (студентов) от потенциально опасного, девиантного поведения педагогов. Обязательное психиатрическое освидетельствование как соискателей, так и регулярный (раз в 5 лет) психиатрический осмотр преподавателей, должны выполнять превентивную функцию, необходимую для улучшения криминогенной обстановки.
Кроме того, включение нового основания для отстранения от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник системы образования подвергся административному преследованию за правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (декриминализированная Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ), должно предупредить дальнейшее совершение подобных правонарушений (или рецидивов-преступлений) в школах, колледжах, ВУЗах.
Не только с точки зрения юридических, но и общечеловеческих норм недопустимо, чтобы образовательным и воспитательным процессом занимался человек недостойный, совершавший преступления против жизни и здоровья граждан, или человек, имеющий психические отклонения.
В виду того, что под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2 Закона N 273-ФЗ), специалисты контролирующих органов и суды приходят к выводу о том, что любые образовательные организации участвуют в процессе воспитания и обучения, то есть являются учебно-воспитательными учреждениями, поэтому их работники должны проходить соответствующее психиатрическое освидетельствование (решение Верховного Суда Республики Коми от 25.05.2016 по делу N 21-379/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 13.04.2017 по делу N 33-3591/2017, решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 27.07.2017 по делу N 2-543/2017, решение Алатырского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.04.2017 по делу N 2-435/2017).
Принятие настоящего проекта закона позволит обеспечить более надежную правовую защиту обучающихся в образовательных учреждениях и исключить негативное влияние лиц, имеющих или приобретших психические заболевания, а также повысить ответственность руководства образовательных учреждений как среднего, так и высшего профессионального образования за подбор педагогических кадров.
Законопроект не затрагивает сфер реализации государственных программ Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение их целей. Законопроект не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения перечня обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения перечня обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)" может потребовать дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Расчет предлагается произвести Правительству Российской Федерации.
Перечень федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения перечня обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части дополнения перечня обязательных условий для занятия педагогической деятельностью)" потребует внесения изменений в постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (в ред. от 23.09.2002) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", утвердившим "Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности" с целью его распространения на педагогических работников средних общеобразовательных (специальных) учреждений, а также высших учебных заведений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.