Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом, подготовленным Правительством Российской Федерации во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2017 года N Пр-1525, предлагается:
- привести диспозицию статьи 178 УК РФ в соответствие с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем закрепления нормы в новой редакции, предусматривающей ответственность за заключение картеля, запрещенного антимонопольным законодательством, а равно участие в нем;
- ввести отдельные квалифицированные составы для картелей на торгах и антиконкурентных соглашений организаторов торгов и (или) заказчиков с участниками этих торгов;
- предусмотреть в качестве особо квалифицирующих признаков заключение картеля, а равно участие в нем лицами, использующими свое положение в коммерческих и иных организациях, а также совершение такого деяния организованной группой;
- усилить наказание за заключение картеля, а равно участие в нем вплоть до 4 лет лишения свободы, вследствие чего деяние будет отнесено к категории средней тяжести;
- в новой редакции примечаний к статье 178 УК РФ определить правила исчисления дохода, повысить пороговые суммы крупного и особо крупного размера причиненного ущерба либо извлеченного дохода, уточнить основания освобождения от уголовной ответственности лица, первым сообщившего об этом преступлении.
По законопроекту полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
В предлагаемой редакции из диспозиции статьи 178 УК РФ исключается указание на обязательный признак "ограничение конкуренции". Как следует из пояснительной записки, это обусловлено необходимостью приведения уголовно-правовой нормы в соответствие с содержанием части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Таким образом, область применения уголовной ответственности при выявлении и пресечении картелей существенно расширяется, в связи с чем особенно важно обратить внимание на соблюдение требований ясности и недвусмысленности законодательных предписаний, их согласованности в системе общего правового регулирования.
Так, в проектной норме предлагается признать преступным не только заключение, но и участие в картеле. Неконкретность формулировки нормы относительного того, кто является субъектом такого преступления, и какие конкретно действия этого лица будут расценены как уголовно наказуемое деяние, могут привести к сложностям в правоприменении.
По нашему мнению, также остается неясным, каким образом заключение или участие в картеле лиц, указанных в пункте "а" части 4 проектной статьи 178 УК РФ, повышает степень общественной опасности деяния до категории тяжкого преступления.
Предложение о закреплении в качестве особо квалифицирующего признака совершение деяния организованной группой нуждается в дополнительном обсуждении. В настоящее время установление данного признака вызывает определенные трудности на практике, особенно при расследовании преступлений, связанных с предпринимательской деятельностью.
Содержание пункта 1 примечаний к статье 178 УК РФ об исчислении дохода для целей рассматриваемой статьи противоречит правовой позиции, сформированной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации применительно к доходу, полученному от монополистической деятельности, в том числе и картелей.
Как следует из содержания пункта 13 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года) под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия). Таким образом, перечислению в федеральный бюджет подлежит доход общества, полученный им от неправомерных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка.
Кроме того, полагаем возможным обратить внимание на то, что согласно статье 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы, поэтому при одновременном указании в санкции нормы обоих видов наказания с точки зрения юридической техники представляется правильным соотносить их размеры. Помимо этого небесспорным следует признать и предложение об установлении нижнего предела наказания в виде лишения свободы, особенно по преступлениям средней тяжести (части 2 и 3 проектной статьи 178 УК РФ), поскольку такой подход снижает возможность дифференциации наказания.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 24 июня 2019 г. N 4-ВС-4094/19 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 848246-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Текст письма опубликован не был