Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 854053-7 "О внесении изменений в статьи 8.2 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8.2 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на решение такой проблемы в сфере обращения с отходами производства и потребления, как образование несанкционированных свалок. Свалки образуются как в границах населенных пунктов, так и за их пределами, в рекреационных зонах, лесопарках, садовых товариществах и на Других территориях. Основной вред окружающей среде наносят нелегальные перевозчики отходов производства и потребления, организующие несанкционированные свалки. Такие свалки за достаточно короткий период времени могут достигать площади в несколько гектаров. Бремя ликвидации таких незаконных мест размещения отходов лежит на собственниках (владельцах) земельных участков, которыми чаще всего являются публичные образования (субъект Российской Федерации или муниципальное образование).
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. За данные правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Такие санкции не являются эффективным средством борьбы с незаконными свалками и не способны подорвать экономическую основу криминального бизнеса.
С этой целью предлагается в положениях статьи 8.2 КоАП РФ предусмотреть дополнительную санкцию за совершение административного правонарушения - конфискация орудия совершения административного правонарушения. Следует отметить, что в соответствии с КоАП РФ конфискация назначается судьей в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Также в целях пресечения данного вида правонарушений необходимо применение такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как изъятие вещей (в том числе транспортных средств) и документов. К сожалению, на сегодняшний день широкому применению данной меры препятствует отсутствие у должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор, полномочий по изъятию вещей и документов.
Частью 1 статьи 27.10 КоАП РФ предусмотрено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Также частью 2 статьи 27.10 КоАП РФ предусмотрено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В статьях 27.2 и 28.3 КоАП РФ должностные лица, осуществляющие государственный экологический надзор, указаны.
Согласно части 9 статьи 27.10 КоАП РФ изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Указанный порядок установлен лишь в отношении должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федерального агентства по рыболовству и некоторых других ведомств, но не в отношении должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор. Таким образом, изъятие вещей и документов должностными лицами, осуществляющими государственный экологический надзор, на сегодняшний день невозможно.
Для обеспечения возможности изъятия вещей и документов должностными лицами, осуществляющими региональный государственный экологический надзор, предлагается часть 9 статьи 27.10 КоАП РФ дополнить словами "или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации".
В целом принятие законопроекта направлено на повышение эффективности мероприятий государственного экологического надзора за соблюдением законодательства об отходах производства и потребления и устранение правовых пробелов, связанных с пресечением правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8.2 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8.2 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8.2 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8.2 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения соответствующих изменений в Положение о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1041.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.