Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 854326-7 "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предлагается отменить критерий "среднесписочная численность предприятия" как определяющий отнесение предприятия к малому или среднему предпринимательству.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о развитии предпринимательства) предметом его регулирования является определение понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, видов и форм такой поддержки.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона о развитии предпринимательства под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
Частью 3 статьи 4 Федерального закона о развитии предпринимательства установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона о развитии предпринимательства, если иное не установлено соответствующей статьёй.
Из изложенного следует, что в том случае, если среднесписочная численность работников хозяйственного общества за предшествующий календарный год превышает 250 человек, то вне зависимости от того, что доход этого хозяйственного общества будет менее предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации, это хозяйственное общество лишается всех видов и форм поддержки, что противоречит целям, указанным в статье 1 Федерального закона о развитии предпринимательства.
Также важно отметить, что согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным товаропроизводителем признаётся организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.
Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в Федеральный закон о развитии предпринимательства были внесены изменения, дополнившие статью 4 указанного закона пунктом 2.1, предоставляющим Правительству Российской Федерации возможность устанавливать предельное значение среднесписочной численности работников свыше установленного законом для средних предприятий, в случае, если указанные средние предприятия осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, но только при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70% в общей сумме указанного среднего предприятия.
Однако, установив указанные исключения для предприятий лёгкой промышленности в виду объективной их высокой трудоёмкости, федеральный законодатель не установил указанных исключений для сельскохозяйственных товаропроизводителей, хотя и использовал для указанного исключения один и тот же критерий (70% реализованной продукции должна быть изготовлена указанным средним предприятием).
Из изложенного следует, что пункт 2 части 1.1 и часть 3 статьи 4 Федерального закона о развитии предпринимательства не согласуются с положениями статей 34, 55 Конституции Российской Федерации, поскольку исключают оценку дохода хозяйственного общества как определяющего условия в случаях, когда среднесписочная численность работников хозяйственного общества превышает указанные в пункте 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона о развитии предпринимательства предельные значения.
На основании изложенного предлагаем в статьи 4 и 4.1 Федерального закона о развитии предпринимательства дополнить нормами о применении к отраслям сельского хозяйства положений поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства в сфере легкой промышленности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" потребует внесение изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1412 "О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности" в части определения предельного значения среднесписочного значения работников предприятия в сфере сельского хозяйства в рамках класса 01 "Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях" или принятие нового постановления Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.