Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 855978-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона разработан по итогам мониторинга правоприменительной практики.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона N 273-Ф3 индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам (в том числе программам дошкольного образования), программам профессионального обучения.
Вместе с тем в результате неоднозначного толкования вышеназванных норм возможности направлять средства материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, граждане фактически не имеют.
Так, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации отказывают в направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, предоставляемых индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, поскольку нормы Федерального закона N 256-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 926, прямо не предусматривают возможность направления средств (части средств) материнского капитала на получение указанных услуг у индивидуальных предпринимателей, а индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, только в рамках Федерального закона N 273-ФЗ.
В связи с этим заинтересованные граждане вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав. Суды, удовлетворяя требования граждан, в своем решении приходят к выводу о том, что заключенные между гражданами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, договоры и дополнительные соглашения к ним о получении образовательных услуг соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 273-ФЗ и Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706, поэтому отказ отделений Пенсионного фонда Российской Федерации в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала по мотиву того, что действующим законодательством перечисление средств материнского (семейного) капитала на счета индивидуальных предпринимателей не предусмотрено, является незаконным.
Таким образом, в целях устранения возникшей правовой коллизии законопроектом предлагается внести изменение в статью 11 Федерального закона N 256-ФЗ, прямо установив возможность направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) также и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" потребует внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.