Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 856817-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на установление возможности приватизации объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства с учетом особенностей установленных для данных субъектов Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений обусловлена следующими обстоятельствами.
С 22 января 2015 года вступила в силу редакция статьи 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусматривающая, что объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их соответствующего обременения требованиями к содержанию и использованию объектов.
Вместе с тем в период с 2015 по 2018 годы многочисленные объекты культурного наследия, находившиеся в аренде субъектов малого и среднего предпринимательства, приватизировались в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, то есть без проведения конкурса, путем реализации преимущественного права на приобретение в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства по цене, соответствующей рыночной стоимости помещений, определяемой на основании заключения независимого оценщика.
В сентябре 2018 года Верховный суд Российской Федерации указал, что продажа объекта культурного наследия, находящегося в публичной собственности, может осуществляться только способами, указанными в статье 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку нормы данного Федерального закона являются специальными по отношению к норме статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ (см. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2018 года по делу N 301-КГ18-753, А11-10976/2016, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года).
В связи с чем, в настоящее время имеются существенные риски оспаривания многочисленных сделок в отношении объектов культурного наследия, которые были приватизированы без проведения конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ. Данная ситуация влечет угрозу стабильности гражданского оборота, так как признание недействительными сделок повлечет возврат отчужденных объектов в собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также необходимость возврата денежных средств за приобретенные объекты из государственного бюджета. Кроме того, данная ситуация может негативно отразиться на сохранности объектов культурного наследия, поскольку в период оспаривания права частной собственности при наличии реальной угрозы утраты данного права, правообладатели объектов культурного наследия не заинтересованы финансировать их содержание и реставрацию.
Отсутствие возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства воспользоваться преимущественным правом на приобретение в собственность арендуемых объектов, лишает действующих арендаторов стимула осуществлять значительные денежные вложения в реставрацию занимаемых объектов культурного наследия.
Проект федерального закона направлен на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, на поддержание объектов культурного наследия в надлежащем состоянии, поскольку их отчуждение в преимущественном порядке допускается только в пользу добросовестных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.