Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 858074-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" предлагается внести изменения, регулирующие вопросы ограничения гражданской правоспособности офшорных компаний, в том числе при их участии в судебных разбирательствах на территории России. Законодательство Российской Федерации уже содержит ряд ограничений правоспособности офшорных компаний (запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, запрет на получение из бюджета субсидий, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий, ограничения для установления контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для государства. Тем не менее, офшорные компании продолжают использоваться для злоупотреблений в гражданском обороте на территории Российской Федерации (искусственное создание мнимого добросовестного приобретателя, сокрытие незаконных манипуляций с долями и акциями, "рейдерские захваты" и т.п.).
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в пункт 2 статьи 131, статью 132, пункт 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), которые позволят закрепить в качестве дополнительного условия признания российским гражданско-процессуальным законодательством правоспособности оффшорных компаний их регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях.
Лишь при наличии такой регистрации и раскрытии указанной информации офшорная компания вправе осуществлять свою деятельность на российской территории, в том числе совершать сделки, приобретать имущество в собственность и т.д.
Ранее получить вышеуказанную информацию для защиты прав государства и юридических лиц при рассмотрении в судах не представлялось возможным.
В настоящее время данная ситуация коренным образом изменилась.
Во-первых, многие офшорные юрисдикции, такие как Гибралтар, Бермуды, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, остров Мэн, острова Джерси и Гернси, Сейшелы и др., присоединились к Совместной Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (ETS N 127). Россия также ратифицировала Конвенцию (в редакции Протокола 2010 г.), которая вступила в силу для нашей страны с 01.07.2015 г. Соответственно, у российских компетентных государственных органов появился механизм получения информации из офшорных юрисдикций, в том числе относительно личности бенефициаров офшорных компаний - такая информация может быть предоставлена по запросу российской стороны.
Во-вторых, Россия и многие офшорные юрисдикции участвуют в системе CRS МСАА, как участник Многостороннего соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией между компетентными органами от 2014 года, предусматривающей автоматический обмен информацией между государствами - участниками на ежегодной основе. В настоящее время Россия может получать информацию из 92 иностранных юрисдикций о счетах офшорных компаний, которые контролируются российскими резидентами.
На основе этой информации налоговые службы России могут установить бенефициаров офшорных компаний, счета которых контролируются российскими резидентами, направив им соответствующие уведомления в порядке, предусмотренном российским налоговым законодательством.
С учетом изложенного в законопроекте предлагаются нормы для реализации мер, предусмотренных ранее в пункте 1.9. Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, изменив первоначальный подход. Законопроектом предлагается ввести требования обязательного раскрытия информации об учредителях (участниках) и бенефициарах офшорных компаний при регистрации сведений о них в ЕГРЮЛ.
Без раскрытия данной информации и регистрации в ЕГРЮЛ офшорная компания не будет иметь право:
1) выступать учредителем (участником) российских хозяйственных обществ и товариществ;
2) осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе совершать сделки с российскими компаниями, приобретать имущество в собственность и т.д.
Данные процессуальные требования основаны на соответствующих изменениях, которые предлагается внести отдельным проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации", а именно, внести в статью 49 и статью 1202 ГК РФ новые нормы о том, что личный закон юридического лица регулирует также отношения между бенефициаром и номинальным акционером (директором) юридического лица, включая права бенефициара в отношении имущества юридического лица (бенефициарная собственность).
В целях ограничения правоспособности офшорных компаний на участие в гражданском и арбитражном процессах законопроект предлагает закрепить в процессуальном законодательстве нормы, которые уже частично используются в судебной практике. В частности, юридическое лицо, выступающее истцом или ответчиком, зарегистрированное в государстве (территории), в котором не предусматривается раскрытие и предоставление информации о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, обязано предоставить документы, подтверждающие факт бенефициарного владения и контроля в отношении такого юридического лица со стороны выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и контролирующих лиц. Таким документом является трастовый договор, трастовая декларация, договор на оказание номинальных услуг или другой аналогичный документ. Отказ в раскрытии соответствующей информации, а равно непредоставление подтверждающих документов повлечет для истца оставление искового заявления без движения, а в случае неустранения данных недостатков - возврат искового заявления и, как следствие, отказ истцу в судебной защите. Непредоставление указанной информации и документов ответчиком повлечет для него соответствующие неблагоприятные правовые последствия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный кодекс Российской Федерации"
При принятии Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" внесения изменений в другие акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.